10:35 - 11 Фев, 2021 г.Версия для печати

Круглый стол о присвоении Чите звания «Города трудовой доблести» пройдет в краевой столице в пространстве коллективной работы «Точка кипения» по адресу ул. Ангарская 34, в 14:00 11 февраля

Как сообщили в пресс-службе правительства Забайкальского края, участники круглого стола обсудят возможность присвоения Чите почетного звания «Города трудовой доблести». С такой общественной инициативой выступили жители краевой столицы Забайкалья. Ранее подобную инициативу поддержали депутаты городской Думы Читы, историки, ветеранские организации, партия «Единая Россия». Предполагается, что круглый стол примет резолюцию о сборе подписей в поддержку присвоения городу Чите почетного звания. Затем будет подготовлен необходимый пакет документов для рассмотрения ходатайства в оргкомитете «Победа».

В пресс-службе напомнили, что в годы войны только в Чите работали 13 эвакогоспиталей и действовал окружной военный госпиталь. Излечение в них прошли тысячи бойцов и командиров Красной Армии, многие из которых смогли вернуться в строй и продолжили воевать с немецко-фашистскими захватчиками. Также на деньги медиков города и области строилась эскадрилья санитарных самолётов «Медработник Забайкалья», за что была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего.

Как уточнили в ведомстве, значительным был вклад читинцев в постройку танковой колонны «Комсомолец Забайкалья» (колонна приняла участие в Курской битве – одном из важнейших сражений Великой Отечественной войны). Читинский овчино-шубный завод с июля 1941 года работал исключительно для нужд фронта – работники завода шили полушубки военного образца и существенно повысили производительность труда.

Согласно полученной информации, весомый вклад в Победу внесли труженики Забайкальской железной дороги. Забайкальская магистраль выполняла важнейшую роль в обеспечении непрерывности грузопотока и доставки личного состава воинских соединений между глубоким тылом и фронтом. Высокая производственная дисциплина и ответственность устойчиво сочетались с творческой инициативой, находчивостью и смекалкой работников железной дороги. Эти качества проявились с первых дней войны.

Работниками Читинского паровозоремонтного завода в 1942 году на деньги железнодорожников читинского узла был изготовлен бронепоезд «Комсомолец», предназначенный для боевых действий в полосе железной дороги. Кроме того, в годы войны рабочие завода освоили выпуск ранцевых огнеметов Клюева-Сергеева (РОКС-3), которые применялись во время Сталинградской битвы. За успехи в перевозках военных и народно-хозяйственных грузов коллективу дороги в 1944 году дважды присуждалось переходящее Красное знамя Народного комиссариата путей сообщения, а в 1945 году - дважды переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны.

Среди паровозных бригад активно развертывалось лунинское движение. На Забайкальской железной дороге на 1 марта 1942 г. в нем участвовало 7826 паровозных бригад. В результате удалось снизить объем межпоездного ремонта почти в 4 раза, сохранить парк локомотивов в работоспособном состоянии.

По мере освобождения советской территории от оккупации фашистской Германии восстанавливалась железнодорожная сеть. В восстановлении участвовали предприятия Забайкальской железной дороги. В послевоенный период она была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Отметим, почётное звание «Города трудовой доблести» установлено федеральным законом в 2020 году. Звание присваивается городам Российской Федерации, жители которых «внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, располагавшихся на территории города, и проявив при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность».

Система Orphus