RSS В контакте Одноклассники Twitter YouTube

Курсы валют

1 USD74,15861 EUR87,22531 CNY10,6278100 JPY70,1098
Ясно +22°C
17:03 вторник
4 августа 2020
На ваши вопросы отвечают:
На вопросы отвечает руководитель Забайкальского центра инжиниринга Игорь Канунников Задать вопрос Игорь Канунников Вопросов: 6, Ответов: 6
На вопросы отвечает начальник отдела налоговой службы Елена Астраханцева Задать вопрос Елена Астраханцева Вопросов: 10, Ответов: 10

ЭДУАРД НУРОВ. ЧЕЛОВЕК И АКТЁР

Версия для печати

О себе, о театральном искусстве, о молодёжи


ЗДАНИЕ Забайкальского краевого драматического театра без сомнения известно каждому жителю Читы. Только вот похвастаться знанием о его репертуаре сможет, к сожалению, далеко не каждый читинец. Да и имена актёров, регулярно выступающих на сцене этого театра, могут вызвать разве что недоумение у среднестатистического горожанина, чьи думы и помыслы в наше непростое время заняты далеко не драматическим искусством.
Тем и познавательнее будет беседа с человеком, сменившим уже не один десяток амплуа за свою более чем 50-летнюю актёрскую карьеру. На вопросы «Эффекта» отвечает артист Драмтеатра, заслуженный деятель искусств Забайкальского края, режиссёр-постановщик студенческой театр-студии «Странник» Эдуард Нуров.



«Чем чёрт не шутит?»

Местом рождения нашего героя стал город Уфа, где он появился на свет 10 августа 

1942 года, в сложное для страны время, в простой, но очень интеллигентной семье.
– Годы, как известно, были тяжёлыми, поэтому я рос в деревне, а отец работал в городе, – рассказывает Эдуард Нуров. – Закончил 10 классов школы, потом поехал в Ташкент, где поступил в тамошний театральный институт, но через 2 месяца уехал обратно – не понравилось.
И вот, иду я по улице и вижу объявление, что в местный драматический театр требуются артисты вспомогательного состава. Я и подумал: «Чем чёрт не шутит? Где-то же надо работать». Ну и пошёл, рассказал, как водится, стихотворение (кажется, про войну), басню… И меня приняли. Сразу скажу, что никакой особой тяги стать артистом у меня, на самом деле, и не было.
В этом театре я отработал 2 сезона, даже довелось съездить на гастроли. А после мы с приятелем отправились поступать в Казанское театральное училище. Успешно прошли вступительные туры, а потом состоялось собеседование. Приятеля моего не взяли, так как он был уже достаточно взрослым (25 лет), а там, в основном, учили совсем молодых ребят. Я уехал вместе с ним обратно домой, общеобразовательные экзамены сдавать не стал, хотя мне и давали, как говорится, зелёный свет. И вдруг, незадолго до начала учебного года приходит письмо о моём зачислении. Я так обрадовался! Собрал вещи и поехал учиться.
– Как вы оказались в Чите? Приходилось ли вам сталкиваться с какими-нибудь затруднениями и как складывались отношения с коллективом?
– По окончании Казанского училища, меня пригласили работать сначала в один театр, потом в другой, третий… В итоге в какой-то момент я просто-напросто ушёл из театра и поехал в Москву, где повстречался с Николаем Березиным, который только-только стал художественным руководителем Читинского областного театра – кажется, это был 1990 год. Он узнал, что я родом из Уфы, сам он тоже там работал какое-то время главным режиссёром драматического театра. Николай Алексеевич предложил поехать работать в Читу, сказал, что такие актёры ему нужны. Я согласился и таким вот образом оказался в Чите. Никаких особых трудностей на новом месте практически не было, отношения с коллективом складывались нормально, работал так же, как и все. Театр – это ведь живой организм: с кем-то хорошо, с кем-то очень хорошо, а с кем-то – просто никак. Вообще же у нас в театре каких-то глобальных проблем, по большому счёту, нет, если, конечно, ты их сам не создаёшь. Бывают определённые затруднения, но они преодолимы и они необходимы, чтобы наш театральный организм был работоспособен.


«Актёр должен быть живым человеком»

– Какие постановки, на ваш взгляд, пользуются большим зрительским спросом с точки зрения жанра: комедийные, трагические, о любви и т.д.? Что вызывает наибольший интерес?

– В этом отношении зритель у нас благодарный. Когда получается хороший спектакль, доступный, то этот зритель идёт на него независимо от жанра, не важно, трагедия это или комедия. У нас, например, долгое время шёл спектакль «Ромео и Джульетта» в его традиционной трактовке. И всегда был аншлаг! Сегодня мы показываем нетрадиционную, современную интерпретацию этой истории – «Джульетта. Метаморфозы любви». И у нас по-прежнему полный зал! Неинтересных спектаклей у нас почти нет. Более того (и это заслуга Николая Березина) мы множество раз выезжали на очень далёкие гастроли – Одесса, Севастополь, Минск, Брест, Гомель и многие другие – полный зал и аншлаг был во всех этих городах. Вообще мы жили и живём полноценной гастрольной жизнью, хотя сейчас с этим, конечно, сложнее в связи с кризисом…

– Насколько спектакль должен быть реалистичным, чтобы донести до зрителя основную мысль? Что вообще нужно вкладывать в понятие «реализм» в случае с театром, литературой?

– Взять те же наши интерпретации пьесы «Ромео и Джульетта», о которых я говорил. Я не могу сказать, что один вариант реалистичен, а другой нет. Ведь что такое реализм? Это же не означает играть конкретно стакан или чулок. Реализм – это когда чувства и мысли спектакля затрагивают чувства и мысли зрителя. То же самое и с литературой. Достоевского и Толстого знали, знают и будут знать во все времена, их романы реалистичны в том смысле, что они, как говорится, цепляют читателя за живое. Или вот роман «Мастер и Маргарита» Булгакова – как он, реалистичен или нет? По мне, так это самый реалистический роман XX века!
– А каковы критерии, по которым можно судить о профессионализме актёра и вообще, в каких случаях можно говорить, что тот или иной актёр состоялся как таковой?
- Когда актёр всё умеет! А это подразумевает, прежде всего, то, что он влияет на зрителя. Актёр ведь всегда должен работать именно для того, кто находится в зале, и если он этого не делает, то зритель попросту остаётся «мёртвым». Приведу пример. Я не буду называть фамилию этого великого артиста, скажу только, что у него были проблемы с памятью. Дело было в Москве. Этот артист исполнял роль Сатина в спектакле по пьесе Горького «На дне» и у него был длинный философский монолог о том, что есть человек. Получилось так, что он забыл многие слова, но финальную фразу, конечно же, помнил: «Человек – это звучит гордо!» На этом спектакле присутствовал знаменитый польский режиссёр Анджей Вайда и когда руководитель театра, извиняясь, начал объяснять ему, что вот, мол, у артиста плохо с памятью, Вайда ответил: «А мне хватило и этого. Это было более чем гениально!» То есть я что хочу сказать – актёр должен быть живым человеком, живым в той эпохе, о которой идёт речь в спектакле, в жанре, в своём воздействии на зрителя. Это и есть профессионализм.

 

Работа с юными дарованиями

– Известно, что вы являетесь художественным руководителем театральной студии «Странник» при ЗабГУ. Как всё это начиналось и как в данный момент работается со студентами.
– Это было в 1994 году. Равиль Гениатулин – тогда ещё он был мэром – обратился к Березину с просьбой. У них вообще хорошие отношения были. А просьба была в том, чтобы посодействовать созданию в Пединституте театрального кружка. Там ничего ведь не было, всё «умерло», так сказать. Березин вызвал меня в кабинет, мы поговорили, и я согласился взяться за это, а точнее, попробовать – получится или нет.
Я пришёл в институт и направился прямиком к проректору по социальной работе. Тогда им был Александр Зенков, который сейчас в Думе работает. Объяснил ему, зачем я здесь и помню, что он очень обрадовался. Собрали коллектив, почти полностью состоявший из девчонок, и начали работать. В 1995 году отмечали 50-летие Победы и мы с ребятами подготовили 2 спектакля по произведениям Бориса Васильева – «А зори здесь тихие» и «В списках не значится». Оба спектакля понравились всем: и ветеранам, и преподавателям, и студентам. Так всё и началось. Позднее ребята придумали название «Странник».
Что касается работы со студентами, то основная сложность связана всё-таки со временем. Желание есть у многих, но дело в том, что ребята очень заняты, они много учатся, некоторые ещё и работают. И в то же время им и здесь хочется быть, репетировать. В этом основная проблема. А скованность, неправильные интонации и движения и т.д. – всё это преодолевается в процессе.
– По случаю 70-летия Дня Победы, какие мероприятия планируются в Драмтеатре и в «Страннике»?
– Какие мероприятия будет проводить Драмтеатр, я, честно говоря, не знаю – всё это пока держится в тайне. А вот с ребятами из «Странника» мы вспомнили и сейчас репетируем старую пьесу Афанасия Салынского «Барабанщица». Она рассказывает о юной разведчице, работавшей переводчицей в тылу немцев и передававшей сведения советским партизанам. Когда же город был освобождён, то местные жители, соседи относились к ней как к «немецкой овчарке», как к предательнице. Таких людей ведь, на самом деле, много было. Об этих людях нам и хочется рассказать…

 

 


Биографическая справка

Эдуард Динмухаматович Нуров родился 10 августа 1942 года в г. Уфа. В 1966 году окончил Казанское театральное училище (актёрское мастерство). С начала 1990-х годов до настоящего времени живёт в г. Чите, работает в Забайкальском краевом драматическом театре. Играет в спектаклях: «Волшебная лампа Аладдина», «Да будет честь на пьедестале!», «Золушка», «Капитанская дочка», «Пегий пес, бегущий краем моря», «Предприятие “Мертвые души”», «Ревизор», «Чайка», «Леди Макбет Мценского уезда». В 2014 году Эдуарду Нурову присвоено почётное звание Заслуженного деятеля искусств Забайкальского края.

Автор: Дмитрий ПОЛЯКОВ
Опубликовано: 11 марта 2015
Система Orphus

Добавить комментарий
1 Зритель
13-03-2015 13:32
Спасибо Вам, Эдуард Динмухамадович, за творчество! Успехов!
9
0
2 Дмитрий Зотов
14-03-2015 21:35
Знаю Эдуарда Динмухаматовича лично и этим знакомством горжусь. Очень умный, светлый, талантливый, в высшей степени порядочный человек. Дай Бог ему сил и здоровья!
9
0



^