RSS В контакте Одноклассники Twitter YouTube

Курсы валют

1 USD58,09671 EUR61,698710 CNY84,4601100 JPY51,3971
Ясно -5°C
16:29 вторник
21 февраля 2017
На ваши вопросы отвечают:
На вопросы отвечает руководитель Забайкальского центра инжиниринга Игорь Канунников Задать вопрос Игорь Канунников Вопросов: 6, Ответов: 6
На вопросы отвечает начальник отдела налоговой службы Елена Астраханцева Задать вопрос Елена Астраханцева Вопросов: 10, Ответов: 10

ЧУДОМ ТОРГОВАТЬ НЕЛЬЗЯ

Версия для печати

Театр начинается с вешалки. Эта затасканная до неприличия фраза, пожалуй, на слуху у всех, кто знаком с театром и даже не знаком с ним. Однако актриса Забайкальского Государственного театра кукол "Тридевятое Царство" Елена Сафронова уверена в том, что театр начинается с поиска красоты, доброты и чего-то высокого. О роли театра в жизни общества и о его не самых простых буднях мы поговорили с Еленой Витальевной в её кабинете в воскресенье после спектакля «Носорог и жирафа», в котором актриса играла роль «мартышки», вырвавшись из законного отпуска по просьбе художественного руководителя.

- Елена Витальевна, во-первых, прекрасный спектакль получился, с чем вас от души хочется поздравить. Во-вторых, спасибо, что вы согласились на интервью. У нас с вами сегодня разговор пойдёт о роли театра. В чём лично вы эту роль видите, как артистка-кукольница, как Заслуженный деятель искусств Забайкальского края и Председатель Союза театральных деятелей Забайкалья?

- А ещё как руководитель литературно-драматургической частью театра и с некоторых пор пенсионер. Даже удостоверение есть (смеётся, корр.). В чём я вижу роль театра?.. Я могла бы сказать, что в воспитании, но не буду этого говорить. Вообще, что такое театр для ребёнка? Начнём с этого. В театр, в первую очередь, идут за развлечением. С этим нельзя поспорить, потому что это - данность. Я считаю, что воспитать ребёнка театром невозможно. Как это ни прискорбно.

- А можно как-то развить тему?

- Легко! С помощью театра, при желании, можно заложить в ребёнка фундаментальные знания о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», но по-настоящему воспитать ребёнка театром невозможно. Это лично моё мнение. Пример могу сразу привести. Все мировые злодеи были, в основном, людьми образованными. Тот же Гитлер… Какой образованный был товарищ, и ведь наверняка читал Гёте, какие-то философские трактаты, но, тем не менее, он почему-то не воспитался на этих вещах. То есть, когда мы говорим о воспитании, то должен подразумеваться некий комплекс, понимаешь, с хорошей книги начиная, с хорошего спектакля. Но это всё вторично, потому что самое главное – это семья. Если я, сидя дома, буду постоянно давать ребёнку читать хорошую книгу, а при этом вести какую-то странную жизнь в семье, то никакие книги не спасут ребёнка от червячка внутри души. Я буду водить ребёнка в театр показывать того же «Колобка», потом по нарастающей доведу его о «Ромео и Джульетты», до «Анны Карениной», буду показывать, что это «морально», а вот это «аморально», но если в это время в моей семье будет существовать какая-то другая позиция, то для ребёнка все эти высокие театральные и книжные материи будут бесполезны. Хоть он зачитайся до слепоты и засмотрись спектакли. Понятно, что у театра есть воспитательная, образовательная, развивающая функции, но многое зависит от воспитания именно в семье.

- Вы практически каждый день встречаетесь с детьми. Какой он – современный юный зритель?

- Современные ребятишки, надо признать, отличаются от племени сэсэсээровских детей. Сейчас даже полуторагодовалые дети встречаются на спектаклях, и они смотрят вполне осмысленно на происходящее. Я как-то звоню внучке, спрашиваю, чем она занимается и слышу: «Мы с мамой ищем компромисс». – Это она мне говорит в 4,5 года! Я просто опешила. Спрашиваю: «А где вы его ищете, по квартире, под диванами?» - И она мне выдаёт: «Ну, как ты не понимаешь! У меня есть своё мнение, и у мамы тоже есть. Мы ищем общее решение. Это называется искать компромисс». - То есть, не надо относиться к детям, как к существам, которые ничего не понимают. Всё они понимают! Просто надо искать правильную форму подачи информации и правильный отбор того, что надо читать или смотреть ребёнку. Вот и весь секрет.

- Кстати, а что надо смотреть детям? Монстров?

- Да не против я этих монстров и миньёнов! Это дело вкуса и интереса. Но своё, родное знать желательно. Как-то раз у нас было какое-то представление. В массовку выходим к зрителям с клоунами, с персонажами, играем с детьми. И я говорю ребятишкам: «Сейчас вы будете смотреть спектакль про Чебурашку». – И тут девочка лет пяти спрашивает меня: «А кто такой Чебурашка?» - Я сразу поняла две вещи - что не все дети знают о том, кто такой Чебурашка, и второе – что я не совсем могу ей объяснить, кто он такой. Вот все эти товарищи «миньёны», «свинки Пэппи», «монстры» всякие – это ведь всё явление проходящее. Я как-то особо не расстраиваюсь по поводу того, что они появляются, время от времени. Сегодня появились, а завтра они уже не актуальны, потому что есть вещи вечные. Про Красную Шапочку читала моя бабушка, я, теперь читает моя внучка, и её внуки тоже будут читать про Красную Шапочку. Поэтому монстров бояться, в театре не работать.

- Расскажите о работе за кулисами.

- Ну, а что рассказывать? Трудно там. Зрители приходят в театр и видят просто спектакль, а на самом деле, это очень долгий, кропотливый, трудоёмкий и даже нудный процесс поиска темы, героя, сюжета... Кажется, что проще -  открыл Интернет, взял материал про Чипполино или про Дюймовочку. Согласна – это всегда безпроигрышный вариант. Это всё всегда интересно, актуально и здорово. Но мы же не можем сбрасывать со счетов глобализацию сегодняшнего времени и современные технологии. Я, например, не сторонница всего этого. Я, например, видела спектакль театра «Амурчонок» из города Благовещенска про Снегурочку. Лето по сценарию перед зрителем, и на кулисах высвечивается атмосфера лета – зелёные деревья стоят, всё там колышется, ручьи бегут…

- Городские власти вообще вам помогают?

- Конечно. Театр же не может быть бесплатным. Всё равно есть госзадание, субсидирование. Есть определённая часть бюджета, которая выдаётся нам на постановки, на зарплаты. Нам разрешена льготная цена для жителей края. Мы в деревню спектакль везём, там, естественно, 200 рублей билет не стоит. Я уже давно говорю о задаче по поиску отдельной сценической площадки. Речь не идёт о том, чтобы нам дали в центре города отдельный дворец со сценой.

- Можно с этого места поподробнее? Уже любопытно.

- Идея такая. Есть Союз театральных деятелей. Если мы не можем заниматься коммерческой деятельностью, мы можем заниматься целевой предпринимательской деятельностью. Для чего? СТД должен заработать деньги, чтобы помочь театру. На сегодняшний день ни мы, ни «драма» не можем поехать на гастроли. Почему? Потому что это дорого. Дорого артистов по билетам отправлять и содержать в гостиницах, дорого отправлять декорации. Идеальный вариант, если бы у нас была своя сценическая площадка, пусть бы это был какой-нибудь объединённый Дом творчества всех союзов Забайкалья. Хорошее бы сделать здание с качественной сценой, пусть бы это была даже не наша собственность, а мы бы там, допустим, арендовали площади. А был бы у нас Дом актёра в городе, тогда бы мы могли спокойно работать.

- Вы думаете, Дом актёра - осуществимая мечта?

- В принципе, нет ничего неосуществимого, но не в сегодняшний экономических условиях. Вот найти бы в Чите какое-нибудь место… Над этим можно было бы подумать.  У нас творческих союзов на территории Забайкальского края что-то около шести. Писатели, музыканты, театралы, художники… Почему бы не сделать что-нибудь совместно-грандиозное? Какое-нибудь такое мероприятие, где все союзы могли бы поучаствовать, заработать сообща какие-нибудь деньги.. А было бы место, где бы мы могли показать своё совместное что-то, какой-нибудь совместный спектакль, это было бы здорово.

- Чего вам сегодня не хватает в театре?

- Да творчества, наверное. Вот наконец-то история с ремонтом у нас закончилась, есть у нас зал, есть свет, есть звук, есть режиссёр. Скажу, чего лично мне не хватает. Охота чего-то большого и серьёзного.

- В плане творческой реализации?

- Да. За много лет работы в театре у каждого из нас накопилась внутри энергия, которую хочется выплёскивать не на «бегемотиков» и «мартышек», а на что-то основательное. Самое интересное, что зритель этого ждёт. Нынче мы задумали ночь в театре. Этим Россию уже давно не удивишь, но для Забайкальского края это явление новое. Сделали ночь в театре, был хороший спектакль. И вот не поверите – было почти 400 человек народу. То есть, в фойе придумали театрализованное представление, ходили чудо-барышни в бальных платьях, угощали зрителей цветными напитками. Потом где-то в половине двенадцатого мы закрыли театр, потому что народ лез, пёр прямо. Люди лежали, сидели, стояли и, наверное, наивысшей оценкой всего произошедшего была реакция моего одноклассника, которого я не видела со школы: «Я нифига не понял, но это было потрясающе!».

- И это в кукольном театре!

- Вот! Вы практически озвучили общее для читинской публики мнение, что театр кукол существует только для детей. В Улан-Удэ, например, и Иркутске в кукольных театрах давно существуют полноценные взрослые репертуары. Моя мечта – заработать с Союзом денег и поставить хороший кукольный спектакль для взрослых.

- Спасибо за разговор.

- И вам спасибо, что нашли для нас время. Приходите к нам на спектакли.   

Автор: Максим Стефанович
Опубликовано: 31 августа 2016 г.
Система Orphus

Добавить комментарий