ZabInfo_1250-80_3[04]
RSS В контакте Одноклассники Twitter YouTube

Курсы валют

1 USD56,23071 EUR60,318710 CNY81,6879100 JPY51,4933
Пасмурно +3°C
14:42 воскресенье
23 апреля 2017
На ваши вопросы отвечают:
На вопросы отвечает руководитель Забайкальского центра инжиниринга Игорь Канунников Задать вопрос Игорь Канунников Вопросов: 6, Ответов: 6
На вопросы отвечает начальник отдела налоговой службы Елена Астраханцева Задать вопрос Елена Астраханцева Вопросов: 10, Ответов: 10

КУЛЬТУРА НАЧИНАЕТСЯ С КЛАССИКИ

Версия для печати

 

Как выяснилось в ходе нашей беседы с председателем Комитета культуры Администрации городского округа «Город Чита» Николаем Волковым, мы с ним в далекой уже теперь юности учились на одном курсе отделения народных инструментов Читинского музыкального училища. Потом каждый из нас пошел по своему жизненному пути, а через много лет мы снова встретились. Во время беседы мы неоднократно вспоминали отца Николая Васильевича – известного забайкальского композитора и музыканта Василия Николаевича Волкова,  а потому его имя нередко упоминалось в интервью.

 

- Николай Васильевич, расскажите, пожалуйста, как вы сделали свой профессиональный выбор? Повлиял ли на него ваш отец, стоявший, можно сказать,  у истоков забайкальской культуры?

- Несомненно, в первую очередь, в этом сказалось влияние отца. Хотя я самостоятельно освоил музыкальные азы в центральной детской музыкальной школе Читы почти полвека назад. Отец очень хотел, чтобы я стал музыкантом, как и он, а потому настоял на моем поступлении в музыкальное училище. До этого я хотел связать свою жизнь со спортом, в частности, с боксом. Но отец не разрешил мне заниматься этим жестким видом спорта. Он всегда говорил мне: «Береги руки». Когда мне было 15 лет, я  поступил в Читинское  музучилище на отделение народных инструментов. Так я стал балалаечником. Мне повезло на учителей, как по инструменту, так и по другим основным дисциплинам. К примеру, теорию музыки преподавал тонкий эстет и замечательный музыкант-виолончелист Роман Петрович Валиков. А благодаря урокам истории музыки, которые вел Юрий Александрович Губанов, я познал всю мировую музыкальную классику. Без преувеличения могу сказать, что я прошел настоящую школу музыкального искусства, которая и сегодня служит мне надежным стержнем и в работе, и в жизни.

 

- Как сложился ваш дальнейший профессиональный и творческий путь?

 

- После окончания курса обучения работал преподавателем в Читинском училище культуры. Затем – руководителем отдела культуры Забайкальского райисполкома. Высшее образование получил в Восточно-Сибирском государственном институте искусств. Наиболее значимый период моей последующей работы  связан с руководством областной филармонией. Мне удалось привнести в ее деятельность немало позитивных проектов, которые способствовали успешной деятельности этого досугового учреждения. И вот уже в течение многих лет я являюсь председателем  Читинского городского комитета культуры.

 

- Николай Васильевич,  как вы можете в целом охарактеризовать  работу учреждений культуры краевой столицы? Каков алгоритм этой деятельности?

 

- В целом могу сказать, что наши учреждения в полной мере выполняют стоящие между ними задачи. Если говорить о планах прошедшего года– они выполнены также в полном объеме. В прежние годы на коллегии министерства культуры края  о деятельности  комитета культуры города Читы почти не шла речь, потому что мы являлись очень сильным его конкурентом . А на отчетном заседании  минкульта в феврале текущего года был впервые заслушан и принят наш отчет. Возможно, это связано с тем, что министром культуры Забайкальского края стала Елена Владимировна Михайлова, которая ранее работала в нашем ведомстве и очень хорошо знает его насущные проблемы. 

И в прежние годы, и сейчас в краевой столице  проводится немало культурных мероприятий. Надо сказать, что  в этом плане нам оказывает большую поддержку администрация городского округа «Город Чита» высоко оценивая потенциал деятельности  учреждений культуры. Алгоритм нашей работы заключается в ее многоплановости  и разнообразии. Ведь мы развиваем культуру по различным направлениям – музыкальному художественному, литературному.  На позитивное решение этих задач требуется и немало денег.  Понимая это, руководство города оказывает нам существенное финансирование. Так,  на осуществление  деятельности учреждений культуры в 2017 году  администрацией  города  выделено около 8 миллионов рублей. Но при этом они и сами зарабатывают, находясь на хозрасчете.  Достаточно сказать, что  в минувшем году, таким образом, было заработано 68 миллионов рублей.

 

- Но при этом зарплата в сфере культуры краевого центра по-прежнему остается низкой. Есть ли возможность ее повысить в перспективе?

 

- Да, такая возможность будет у нас в следующем году. По крайней мере. планируем поднять заработную плату наших работников, выполняя поручения президента сраны. А пока средняя зарплата в нашей сфере составляет 16,5 тысячи рублей. Но в то же время она выплачивается стабильно.   Сейчас в нашей системе трудится  около тысячи работников. Все они работают с полной отдачей, вовлекая в сферу культуры и искусства все больше горожан. К примеру,  очень хорошо работают  городские библиотеки – их у нас 21 учреждение – которые прививают читинцам, особенно детям, любовь к чтению. В наших библиотеках числятся около 50 тысяч читателей, что говорит о востребованности книг,  а не их электронных вариантов. 

К сожалению, у нас не хватает полезных площадей как для работы досуговых учреждений, так и  для проведения ими культурных мероприятий . А в целом можно сказать что и финансирования для этих целей пока недостаточно. Однако это не снижает профессиональный и творческий потенциал  наших коллективов.  К примеру, городской духовой оркестр под управлением Андрея Андреевича Гандзия был лауреатом престижного фестиваля «Севастопольский вальс», проходившего в Севастополе. Немало и других творческих побед в арсенале культурных учреждений города.

 

- В последнее время в СМИ нередко встречаются сообщения об этом, особенно о творческих успехах юных дарований.

 

- Совершенно верно. В краевой столице немало творческих коллективов, в районах такого нет. К примеру, у нас на высоком уровне находится хоровое искусство:  есть академический хор «Вдохновение»,  хор ветеранов «Красная гвоздика», который был создан еще моим отцом, Василием Николаевичем Волковым. Сейчас решаем вопрос о создании симфонического оркестра, но мы отдельно поговорим об этом.

 В плане на текущий год значится немало конкурсов с участием юных дарований в рамках дополнительного образования. Так, скоро будут проходить  городские конкурсы «Юный пианист»,  «Музыкальная палитра», хореографический конкурс «Хрустальный башмачок». 

У нас немало талантливых детей, которые ежегодно одерживают победу не только на городском, но и зональном и федеральном уровнях. Некоторые детские творческие коллективы успешно выступали за рубежом. К примеру,  в такой поездке по Японии побывал детский фольклорный коллектив «Отрада», работающий на базе фольклорного театра «Забайкалье». Администрация Читы  оплатила эту поездку каждому ее участнику  - 70 тысяч рублей. Каждому! Но эти затраты, как говорится, окупаются сторицей. Ребята не только блеснули талантами, но и стали яркими представителями своей Родины в иностранном государстве.  Это ли не урок патриотизма? Да, мы воспитываем в наших детях, прежде всего,  чувство патриотизма  и гордости за свою великую державу, а не только духовность  и культуру.

 

- Николай Васильевич, думается, самое время поговорить о духовности и культуре в самом высоком смысле этих понятий.  Вы уже говорили о том, что сейчас решается вопрос о создании симфонического оркестра в Чите, который должен стать основой классического музыкального воспитания и образования. Есть ли сейчас у города возможности для создания этого оркестра?

 

- Возможности есть, но они, скорее всего, оправдают себя в будущем. К сожалению это не является  компетенцией города  - поясню, в чем тут причина.  Здесь уже говорилось,  что у нас немало одаренных ребят,  и они талантливо выступают на конкурсах во многих российских городах. А что происходит потом,  когда эти талантливые ребята и девчата получив основное образование, музыкальное или художественное, уезжают совершенствовать его в Красноярск, Новосибирск, Санкт-Петербург?

А ничего хорошего. Для нашего города и края, разумеется. Эти талантливые юноши и девушки не возвращаются домой, потому что не получат ни жилья ни достойной заработной платы.  А в тех городах они все это находят. Поэтому мы не можем создать в Чите симфонический оркестр.  Это, скорее, государственная политика, нежели краевая и муниципальная. Ведь при социализме государство заботилось о молодых специалистах,  а сейчас они должны сами заботиться о себе.

Поэтому мы и теряем своих «звездочек», как потеряли, к примеру, выпускницу музыкального училища Веру Макарову, которая, поступив когда-то в Красноярскую консерваторию,  теперь является ее профессором.  А если бы она вернулась, как и другие наши выпускники, в родной город – глядишь, и у нас была бы своя классическая музыкальная школа.

Тем не менее, мы делаем первые шаги по ее созданию. С прошлого года при Читинской ЦДМШ у нас работает детская филармония, которая скоро будет давать свой первый творческий отчет.

 

- Ваша семья ведь тоже творческая?

 

- Да. Моя жена – заведующая хореографическим отделением краевого культпросветучилища. Дочь тоже  с детства занимается хореографией, пройдя в свое время настоящую классическую школу танца у известных мастеров хореографии Бордовских. Правда, она по моему совету окончила юридический факультет, но, очевидно семейные гены все-таки победили, и она сейчас ведет частную школу хореографии и получает соответствующее высшее образование.  И внучка тоже с удовольствием занимается танцами.

 

- Судя по всему, Николай Васильевич, вы – счастливый человек?

 

- Да, у меня есть любимая профессия и работа. Хотя и приходится решать немало сложных проблем, и тратить нервы. Недавно я хотел было уйти на заслуженный отдых, освободив место молодому коллеге, но руководство города попросило еще поработать. Вот и работаю – и очень рад этому. И семья меня во всем поддерживает, так же, как и я живу интересами своей семьи и во всем ей помогаю. Люблю отдыхать и работать на даче, а вечерком посидеть с удочкой. Это придает новых сил и энергии для дальнейшей работы.

 

И – традиционный вопрос. Николай Васильевич, каковы ваши планы на ближайшее будущее и более отдаленную перспективу?

 

- Сейчас и в ближайшем будущем – работа. В перспективе – хотелось бы поездить по миру, особенно побывать в культурных столицах,  в местах, где творили гении – Бах, Моцарт. Бетховен.  До сих пор с благоговением вспоминаю концерт органной музыки  в Домском соборе в Риге с участием нашей великой оперной певицы Ирины Архиповой, где я побывал много лет назад. Непередаваемые ощущения. Невольно приходят на память слова гениального композитора Людвига ван Бетховена: «Музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувств». Лучше, пожалуй, и не скажешь.

 

- Спасибо.

 

Автор: Надежда Гуменюк
Опубликовано: 25 марта 2017
Система Orphus

Добавить комментарий