RSS В контакте Одноклассники Twitter YouTube

Курсы валют

1 USD58,46221 EUR69,178310 CNY88,8024100 JPY52,5621
Облачно -21°C
10:55 пятница
24 ноября 2017
На ваши вопросы отвечают:
На вопросы отвечает руководитель Забайкальского центра инжиниринга Игорь Канунников Задать вопрос Игорь Канунников Вопросов: 6, Ответов: 6
На вопросы отвечает начальник отдела налоговой службы Елена Астраханцева Задать вопрос Елена Астраханцева Вопросов: 10, Ответов: 10

ЕСЛИ ТЫ НЕ РАБ, ЗНАЧИТ, НЕ РАБОТНИК

Версия для печати

 

Бывает, сотрудник – явно лишнее звено в организации, но уходить не желает. Правда, такого мнения чаще всего придерживается работодатель, а не работник. Хотя  Трудовой кодекс на его стороне и формальные методы увольнения не подходят. Что делать нанимателю? Искать лазейки. Ведь способов уволить на самом деле больше, чем статей для увольнения в ТК РФ. Сегодня нередко на предприятиях вспыхивают конфликты между работником и работодателем, чаще всего инициированные последним. Как и по каким причинам это происходит, рассказывается в нашей статье.

 

Виноват – если начальник так решил

Историю о своем длительном конфликте с начальником рассказала жительница Читы, экономист Наталья С., фамилию которой мы по этическим причинам не называем. До прихода в коллектив нового работодателя, она проработала в нем несколько лет. Прежний начальник по достоинству оценивал ее профессиональные и человеческие качества, предоставляя возможность повышать квалификацию и поощряя инициативу в улучшении производственного процесса. Однако с приходом нового работодателя, когда прежний ушел на пенсию, жизнь Натальи круто изменилась в худшую сторону. У нее появилась начальница – своенравная, бескомпромиссная, оценивавшая работников не по профессиональным качествам, а по способностям четко следовать ее указаниям и, как говорится, вовремя прогнуться перед ней. В  коллективе появилось большое количество подхалимов и стукачей, которых, отчасти, привела с собой начальница, отчасти некоторые бывшие работники быстро приняли условия новой игры. Прежний руководитель резко пресекал попытки своих работников «подставить» коллегу, который превосходил их по каким-либо параметрам – профессиональным или личным.

О том, что Светлана Петровна явно невзлюбила исполнительную и способную работницу, Наталья, а речь идет именно о ней, узнала на первой же планерке. Начальница высокомерно смотрела на подчиненных – ухоженная, с модной прической и бриллиантами в ушах – и разговаривала с ними сквозь зубы. Бывший торговый работник так и пер из нее – в манере общения, во внешнем антураже, в повелительных нотках в голосе и неправильных ударениях в словах. Коллеги Натальи, те, которые, как и она, отлично справлялись с работой, не прибегая к раболепию, приуныли в ожидании будущих репрессий. А те, кто уже успел втереться в доверие к новой руководительнице путем заискивания перед ней, с чувством превосходства посматривали на менее удачливых коллег.

Светлана Петровна в грубой форме отчитала Наталью за якобы плохо составленный квартальный отчет и непрозрачно намекнула ей на дальнейшее пребывание в организации в качестве экономиста. Оскорбленная женщина едва сдерживала слезы, пытаясь аргументированно возразить на несправедливые слова начальницы. Однако та лишь махнула рукой, показывая, что разговор окончен.

А через несколько дней Светлана Петровна издала распоряжение о понижении оклада Натальи, мотивировав это ее недостаточной профессиональной подготовкой. Когда женщина попыталась выяснить причину неправомерных действий руководительницы в отношении нее, та со злобным выражением на лице процедила, что не намерена отчитываться перед какой-то своей подчиненной на том основании, что она – начальник. Словом, действуя по известному принципу: «Я – начальник, ты – дурак».

Следующий шаг Светланы Петровны заключался в том, что она понизила в должности Наталью, как заведующую экономическим отделом, поставив ее в подчинение к Татьяне Б., которая до недавнего времени была ее заместителем. Татьяна чувствовала себя виноватой перед Натальей в этой начальнической рокировке и даже поделилась с ней недавним разговором со Светланой Петровной. По словам Татьяны, начальница предложила ей «почаще гонять» Наталью, несмотря на то, что она более опытный специалист и гораздо старше своей бывшей подчиненной.

Коллектив – кто с тревогой, а кто злорадно – наблюдал за разыгрывавшимся спектаклем, где главными героями были зарвавшаяся от своей неограниченной власти Светлана Петровна и не желающая стать ее рабыней Наталья. Теперь на каждой планерке начальница упрекала ее в ненадлежащем исполнении своих обязанностей и, напротив, всячески расхваливала своих подхалимов.

Вслед за перманентным обвинением Натальи в плохой работе со стороны непреклонной начальницы последовали и дисциплинарные взыскания. Светлана Петровна словно следила за каждым ее шагом, стараясь всеми возможными способами выдавить из коллектива. Так, по поводу и без повода она заставляла подчиненную писать объяснительные, которые неизменно увенчивались вынесением замечанием и выговоров. Наталья  отлично понимала, что начальница добивается от нее увольнения по собственному желанию, но не спешила сдавать свои позиции. Грамотный и опытный специалист, она добросовестно и на высоком уровне выполняла свою работу, а потому не видела оснований для того, чтобы оставить ее, несмотря на понижение в должности и окладе.

Впрочем, таким же гонениям со стороны рьяной руководительницы, творившей беззаконие на том основании, что отдельные ее работники виноваты в своих действиях лишь потому, что ей так хочется, стали подвергаться и другие коллеги Натальи. Некоторые из них, не выдержав прессинга, увольнялись и быстро устраивались в других организациях, где их объективно оценивали по профессиональным качествам. Но Наталья все не сдавалась и стойко терпела гонения.

Дело закончилось тем, что уставшая от борьбы с непокорной подчиненной Светлана Петровна уволила ее по сокращению штатов, впрочем, согласно закону, предложив ей другую работу – вахтера. Других свободных вакансий на тот момент в организации не оказалось. Наталья отказалась от предложения руководства и покинула родное предприятие, которое за два последних года стало для нее абсолютно чужим, благодаря неуемной деятельности нового руководителя.

Сейчас Наталья работает в другой организации, возглавляя производственное подразделение, где руководство ценит ее за профессионализм и компетентность в работе. А новый коллектив радушно принял Наталью, отметив сразу, как только она стала его полноправным членом, не только ее профессиональные качества, но и светлый и добрый характер женщины, ее теплую улыбку и отзывчивость. О своей прежней работе она не любит вспоминать и благодарит судьбу за то, что снова обрела возможность радоваться жизни и быть востребованной.    

Комментарий эксперта

Как показывает практика, увольнение сотрудника дело далеко не простое и не такое прозрачное, как кажется на первый взгляд. ТК РФ предполагает не так много вариантов, и все они направлены на защиту работника. Прокомментируем эти варианты, исходя из практики.

По обоюдному согласию – этого обоюдного согласия достичь сложно, так как, если сотрудник конфликтный и сам уходить не хочет, то попросит он немалую компенсацию, либо просто не захочет терять рабочее место. Способ доступен, если есть на это бюджет.

Сам отказался – ради увольнения одного нерадивого сотрудника слишком трудозатратный вариант. Как показывает практика, в реальности производимые изменения (переезд, смена графика работы и т.п.) приводят к обратной проблеме, а именно – разбегаются сотрудники, которые работали стабильно и вполне устраивали работодателя.

Вас нет в списках – достаточно сложный вариант, так как, если мы говорим о сотруднике нерадивом, то мы явно хотим его заменить, что в данном варианте невозможно. Второй момент, что, как правило, работодатель не готов раскошеливаться на компенсацию, особенно тем, от кого хотят избавиться.

Профнепригоден – сложная система, требующая постоянной фиксации показателей, с которыми регулярно знакомится сотрудник. В случае резкой смены требований, а также увольнением в короткий срок (как в примере 2 месяца) может стать для суда «красной тряпкой».

Не прошел аттестацию – легальный и действенный способ, позволяющий получить массу дополнительных плюсов (диагностика уровня знаний сотрудников, рекомендации по обучению, рекомендации по повышению, изменению уровня зарплат и т. д.). Если проводится силами Отдела персонала – затраты минимальны. Риски судебных обращений есть, но при соблюдении сроков и при наличии полного пакета документов риски минимальны.

Прогулы и опоздания – достаточно сложно уволить, но можно. Нужно помнить о подводных камнях в виде внезапных больничных и т. д.

Несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка – тут не всё так просто, и такого рода увольнение потребует массы актов, объяснительных и т.п. В суде доказывать, что сотрудница пришла на работу в слишком прозрачной блузке, будет достаточно сложно.

Неисполнение обязанностей – сложно выполнимый пункт, так как задания должны даваться в зафиксированной форме и содержать определённые критерии выполнения. Сотрудник же должен иметь необходимые для выполнения задания ресурсы и пр. Ситуации могут быть крайне спорными.

Несмотря на кажущееся разнообразие способов увольнения, большинство работодателей стремятся договориться именно на увольнение по собственному желанию, так как для работника это «чистая» история вместо статьи, а работодателю не нужно собирать пакет документов, чтобы в случае суда подтверждать статью. Доказать, что работодатель вынудил уволиться так же трудно, как и обратное. Но, безусловно, не стоит прибегать к этому методу, когда идёт откровенное нарушение прав сотрудника.

Автор: Надежда Гуменюк
Опубликовано: 29 марта 2017
Система Orphus

Добавить комментарий
1 Мария
22-04-2017 09:33
Благодарю за статью. Актуально.
2
0
2 123
23-04-2017 10:10
Спасибо автору за статью! Наталье - благополучия! Зарвавшейся начальнице- получить уроки, всё вернётся!
2
0
3 213
16-05-2017 15:54
что за бред? автор не компетентен, ходьбы с юристом по советовалась
1
1



^