RSS В контакте Одноклассники Twitter YouTube

Курсы валют

1 USD67,00981 EUR78,361310 CNY97,7760100 JPY59,6305
Дождь +12°C
1:26 пятница
21 сентября 2018
На ваши вопросы отвечают:
На вопросы отвечает руководитель Забайкальского центра инжиниринга Игорь Канунников Задать вопрос Игорь Канунников Вопросов: 6, Ответов: 6
На вопросы отвечает начальник отдела налоговой службы Елена Астраханцева Задать вопрос Елена Астраханцева Вопросов: 10, Ответов: 10

«ЛЮБИТЬ ТЕХ, КОМУ ПРЕПОДАЁШЬ»

Версия для печати

Решением  Думы   городского округа   «Город   Чита» от  21  сентября  14  педагогов  награждены медалью  «За  безупречный труд  и  личный  вклад   в развитие  муниципальной системы  образования». В  их  числе - учитель   русского   языка и литературы  средней  школы №5 города Читы,  лауреат  медали «За  заслуги перед  Читинской областью», Отличник народного просвещения,  Заслуженный учитель,  победитель областных и российских конкурсов «Учитель года»,  делегат съездов народного образования Валентина  Константиновна  Путинцева.

 

Книги  от  Льва  Толстого

        

Посёлок  Букука  Оловяннинского  района.  Основное  производство  с   начала прошлого  века - горнорудное  предприятие по  добыче  и  обогащению  одного  из  редкоземельных  металлов  - вольфрама.   Сюда  по  вербовке,  как  и  на  многие  другие  рудники  Забайкалья,  в  середине  тридцатых  годов прошлого  столетия устремились  люди  с  Волги,  Украины,  Белоруссии,  спасаясь  от  печально  известного  голода.  Среди  них – будущие  родители  Валентины.  Отец  работал  в  электроцехе  механиком,  мать  наравне  с мужчинами  спускалась  в  шахту,  добывала  руду.  Жили  в  бараках,  специально  построенных  для  переселенцев.  В  семье  родились  четверо  детей,  двое  умерли  в   малолетнем  возрасте.  Вале  не  было  и  пяти,  когда  отец  ушёл  из  семьи.  На  плечи  девочки легли  заботы  по  дому,  пока  мама  была  на  работе.

В  годы  войны  на  рудник  привозили  кое–какие  продукты,  поставляемые по  ленд–лизу   Америкой  в  Советский  Союз.  Однажды  в  доме  устроили  самый  настоящий  праздник,  когда  мама  принесла  вкусно  пахнущий кусок  колбасы,   красивое  детское  платье  из  воздушной  прозрачной  ткани  и  мужские  ботинки  46  размера.  От  нечаянно  зажжённой  спички  платье  вспыхнуло  и  мгновенно  свернулось  в  чёрный  комок.  Ботинки  были  прочные,  крепкие,  но  тяжёлые,  и  восьмилетний  брат  ходил,  волоча  их  на  ногах  и  гремя  на  всю  комнату.    Но  самое  приятное  и  яркое    впечатление  из  детства  до  сих  пор  остаётся  от  прочитанных  книг. 

Старший  брат  был  хулиганистым,  заводилой  среди  пацанов,  но  много  читал.  Глядя  на  него,  увлеклась  книгами  и  Валя.  Читали  вечерами  при  керосиновой  лампе,  иногда  под  одеялами,  втайне  от  мамы.  В  то  время  закрыли  поселковую  библиотеку,  всю  литературу  списали  и  забросили  на  чердак  одного  дома.  Среди  развалов  попадали  книги  Льва  Николаевича  Толстого,  собственноручно  отправленные  писателем  местному рабочему  Василию  Казанцеву. 

В  то  время  многие  из  Забайкалья  писали  письма  известным  литераторам  с  просьбой  выслать  их  книги.  И  ведь  присылали.  Вот  среди  таких  сокровищ  много  времени  проводила  Валя  вместе  со  своим  братом.  Кто бы  мог  тогда предположить,  что  это  детское  увлечение превратится  в  настоящую  большую  любовь  к  литературе  и  станет  самым  главным  в  её  жизни.

 

Учительство  сродни поэзии

 

Но поэт  может  себе  позволить  замкнуться,    учитель  же обязан  нести  себя  людям.  И  он  учит,  в  том  числе,  и  поэтов,  и  писателей,  и  читателей.    Стать  выдающейся  личностью  в  учительстве – не  так-то  просто.  Это  требует  мужества  и  самоотдачи.  Это  выбор  человека  с  богатым  внутренним  миром  и  сильной  волей.  Вот  такой  выбор  и  сделала  Валентина  Константиновна,  сложив  на  алтарь  учительства  весь  свой  жизненный  опыт.

 

Она  не  думала,  что  станет  преподавать  русский  язык  и  литературу.  Петровск–Забайкальское  педагогическое  училище  выдало  ей  красный  диплом   по  специальности   «Учитель  начальных  классов».     И  одновременно  -  направление  в  Улан- Удэнский  институт  имени  Доржи  Банзарова  на  физмат.   Проучилась  первый   год.  За  это  время  осознала,  что  больше  её  тянет  к  литературе,  а  не  к  физике  и  математике.  К  тому  же  получила  тревожную  весть  из  дома:  тяжело  заболела  мать (её  мучил  силикоз),  сказались  годы  работы  в  шахте.  Младших  брата  и  сестру  надо  было  поднимать  на  ноги.

Пришлось  перевестись  в  Читинский  пединститут  на  заочное  отделение,  но  теперь уже    выбрала  филологический  факультет.   Работать  устроилась  в  школу  №9  преподавателем  музыки  и  пения  в  младших  классах.   Вскоре  получила  квартиру,  хоть  и  неблагоустроенную,  но  это  был  свой  угол.  Забрала  к  себе  младших.  Вот  так  началась   производственная  биография.

 

Первая  в  Чите  школа–интернат

 

Двадцатый  съезд  партии  поставил  задачу   перед  народным  образованием  создать   в  стране  сеть  школ – интернатов.  Собрать  под  одну  крышу  детей  из  неполных,  малообеспеченных,  многодетных  семей.  В  1956  году  такая  школа – интернат  была  открыта  в  Чите.  Это  заведение  имело  хорошую  материально-техническую  базу,  столовые, обеспечивавшие  высококалорийное  питание.  Сюда  направляли  лучших  специалистов.

Школа  давала  не  только  десятилетнее  образование, но  и  обеспечивала  физическое,  эстетическое,  нравственное  развитие  учеников.  Волейбол,  футбол,  хор,  духовой  оркестр,  столярный  цех,  сапожная  мастерская,  пришкольный садово-огородный  участок. Летом  все  выезжали  в  лагерь,  расположенный  на  берегу  Читинки.  

Валентину  Константиновну  назначили  заместителем  директора  по  воспитательной  части.  Но  занималась  она  не  только  своими  прямыми  обязанностями,  но  и  преподавала  русский  язык  и  литературу.

«Эти  дети   отличаются  от  других,  выросших  в  домашних  условиях.   Они  всегда  помогают  друг  другу.  Многим  из  них сейчас уже  по  60  лет,  а  они  звонят,  делятся  своими  проблемами.  Им  всегда  нужны  совет,  доброе  слово,  поддержка.  Я  для  них  всё  та же  мама,  как  и  в  детстве.  У нас  была  большая  дружная  семья.  И  это  наложило  отпечаток  на  всю  жизнь», - вспоминает  Валентина Константиновна.

 

Литературный  клуб  «Забайкальцы»

        

37 лет  тому  назад  Валентина  Константиновна  проводила  во  взрослую  жизнь  свой  ставший  таким  дорогим,  первый  выпуск.  Приняла  их  12-летними  в  седьмом  классе,  а  выпустила   17– летними  в  десятом.    Встречам  со  своими  «бывшими»  всегда  радуется,  расспрашивает,  и  вместе  вспоминают, вспоминают…  Ведь  с  ними  организовала  школьный  литературно- краеведческий  клуб  «Забайкальцы»,  известный  на  всю  Россию. 

Как  же  он  возник?  Всё  началось  с  чтения  и  обсуждения  книг  забайкальских  авторов,  факультативов  по  литературе,  интересной  поисковой  работы в  четырёх аспектах  под  общим  названием  «Толстой  и  Забайкалье»,  подготовленной  к  150- летию  великого  писателя.  С  названными  рефератами юные  литературоведы  были  приглашены   на   шестой  Всероссийский  литературный  праздник  в  Туле,  посвящённый  этому  юбилею.               

Среди  семисот  участников – делегация  школьников  из  Читинской  области.      Возложение цветов  к  памятнику  писателя,  посещение  спектакля в драматическом  театре  имени  Горького,  музыкального  салона,  беседы  с  людьми,  близкими  к  семейству  Толстых,  и…  встреча  с  Ясной  Поляной.   

Домой  увозили    дипломы  первой  и  второй  степени  и  подарок – тульский  самовар. И  ребят  уже  невозможно  было  остановить.  Было  ясно:  нужна  не  только  поисковая,  но и литературоведческая,  искусствоведческая  работа,  секция  книголюбов.

Приближалось   85-летие  Владимира  Маяковского.  Отметили  эту  дату  и  в  Чите,  и  в    школе №5.  Члены  клуба  устроили    выставку,  посвящённую  великому  революционному  поэту.  Рисовали,  фотографировали,  отбирали  самое  главное.  В  школьных конкурсах  были  выявлены  пятеро лучших.  Вот  они  и  повезли  экспозицию  в  столицу  на  седьмой   Всероссийский  праздник,  устраиваемый  в  честь    юбилея.

Самым  волнительным   оказался  день  торжественного  закрытия  праздника.  Открыв  заседание,  замминистра  просвещения  РСФСР  Л.К. Балясная   объявила:  «Слово  выпускнику  средней  школы №5  города  Читы -   народному  артисту  РСФСР,  лауреату  Государственной  премии   Юрию  Мефодьевичу  Соломину».     Юрий  Мефодьевич  взял   микрофон: « Я прошу  считать  меня  седьмым  участником  читинской  делегации.  От  её  имени  сейчас  я  выступаю.  Закончив  среднюю  школу  №5,  я  с  томиком  Маяковского  ехал  в  Москву  поступать    в  театральное училище.  На  всех  трёх  отборочных  турах  читал  стихи  о  советском  паспорте». 

Зал  взорвался  от  оваций,  приветствуя  знаменитого  выпускника  читинской  школы,  читинскую    делегацию,  и  Читу,  такую  далёкую,  но  ставшую  популярной  на  этом  празднике.          Дипломами  первой  степени  были  награждены  и  делегация  в  целом,  и  каждый  в  отдельности,  и средняя  школа  №5  города  Читы  за  литературно–краеведческую  работу. 

Литературный  клуб  «Забайкальцы»  много  раз  ещё  принимал  участие   на  встречах,   конференциях, юбилеях,  праздниках,  торжествах,   посвящённых  Есенину,  Блоку,  Шолохову,  Тургеневу,  Лермонтову. 

 

Школьный  музей

 

Чтобы  все  находки,  фотографии, переписка  с  разными  музеями,  архивами, никуда  не  пропадали,   возникла необходимость  где-то    всё  это сосредоточивать.  Вот  так  возник  литературный  музей.  Школьное руководство  одобрило  эту  идею  и  выделило  отдельную  комнату.   Дети  сами  строили  каркасы  для  стендов,  красили,  белили.   И  назвали  его  именем  забайкальского  писателя   Н.Т.  Ященко.   Потому  как  Николай  Тихонович  одним  из  первых откликался   на  просьбы о встрече  с  учениками в  музее,  помогал  советами,    проводил  экскурсии  по  городу,  рассказывал  о  героях  своих  произведений,  дарил  свои  книги.                                                                         

Валентина  Константиновна  всё  своё свободное   время  между  уроками  проводит  не  в  учительской,  а  в  музее.  Дверь  открыта.  Забегают  ученики,  спрашивают    понадобившуюся  книгу,  заходят  «на  огонёк»  учителя,  родители. Хозяйка  всегда  доброжелательна,  спокойна,   без  тени  высокомерия.   Хотя  о  ней  самой,  её  почётных званиях,  наградах,  победах  в     региональных     и  российских  конкурсах,  участии  в съездах,  слётах   можно  говорить  и  писать  очень  много.  Но  она  этого  не  любит,  в  разговоре  скромно  умалчивает. 

Х

отелось бы сказать в завершение, что о таких,  как  Путинцева, сказал  В.О.  Ключевский:  «Чтобы  быть  хорошим  преподавателем,  нужно  любить  то,  что  преподаёшь,  и  любить  тех,  кому  преподаёшь».

Автор: Людмила Арзамасцева
Система Orphus

Добавить комментарий



^