RSS В контакте Одноклассники Twitter YouTube

Курсы валют

1 USD73,63761 EUR87,17221 CNY10,5798100 JPY69,7227
Пасмурно +15°C
11:36 понедельник
10 августа 2020
На ваши вопросы отвечают:
На вопросы отвечает руководитель Забайкальского центра инжиниринга Игорь Канунников Задать вопрос Игорь Канунников Вопросов: 6, Ответов: 6
На вопросы отвечает начальник отдела налоговой службы Елена Астраханцева Задать вопрос Елена Астраханцева Вопросов: 10, Ответов: 10

НОВЫЙ ЕПИСКОП ВЛАДИМИР:У СИБИРЯКОВ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО «СУРОВЫЙ ХАРАКТЕР»

Версия для печати

Владыка Владимир стал Преосвященным Читинским и Краснокаменским 30 мая вместо архиепископа Евстафия. За несколько месяцев служения на Забайкальской земле Владимир успел познакомиться с местной красотой природы, узнать нравы и обычаи народа. О своих впечатлениях, идеях и планах на будущее епископ поделился с читателями zabinfo.ru и рассказал об основных ценностях Православного мира.

 

-Расскажите о себе. Как Вы пришли к Православию?

- Я родился и рос в Скопине – небольшом провинциальном городке в Рязанской области. Еще в детстве начал посещать маленький кладбищенский храм в честь святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. В храме по благословению настоятеля помогал по мере сил в алтаре. До сих пор с теплотой вспоминаю те годы. Там было замечательное духовенство: благоговейные и добрые пастыри, настоящие и ревностные труженики на ниве Божией, удивительные в своей простоте и христианской кротости. Они и стали для меня первыми учителями. И учился я у них не столько от слов, сколько от дел. На личном опыте знаю, как важно, чтобы в твоей жизни был человек, которому бы ты старался подражать. Недаром народная мудрость гласит: «Слова научают, примеры влекут». Меня их замечательный пример также побудил связать свою жизнь со служением Богу. Впоследствии Промыслом Создателя я стал настоятелем этого храма.

- Расскажите о своих первых впечатлениях о Забайкалье. Как Вас встретили и каков, на Ваш взгляд, уровень воцерковленности местных жителей и духовно-нравственном развитии молодежи?

- Впечатления очень положительные. Первое, что меня поразило, – это совершенно необыкновенная по красоте своей природа и сдержанные, но весьма приветливые люди.


У сибиряков действительно «суровый характер», только суровость эта не проявление недоброжелательности, а свидетельство серьезного и вдумчивого отношения к делу

Надо сказать, что, приехав сюда, на личном опыте убедился в справедливости утверждения, что у сибиряков действительно «суровый характер», только суровость эта не проявление недоброжелательности, а свидетельство серьезного и вдумчивого отношения к делу. Народ здесь очень радушный и гостеприимный. 


Что касается моего мнения о духовно-нравственном состоянии читинской молодежи, то тут не может быть однозначного ответа. Я встречался с очень разными людьми, в том числе и с молодыми. Среди них были и весьма недалекие и ограниченные в своих духовных потребностях люди, были и люди очень интересные, живые, активные, ищущие, способные глубоко мыслить и рассуждать. Думаю, это вопрос воспитания: с детства формируются интересы и духовно-нравственные ориентиры человека.

К сожалению, атеистические годы дают о себе знать до сих пор. Храмов и до революции 1917 года было немного в этих краях, а с приходом советской власти были разрушены многие из тех, что были. Сейчас, слава Богу, открываются новые приходы, жизнь церковная налаживается и активно развивается. Но наследие безбожной эпохи остается: и проявляется оно в основном в образе мышления людей, которые привыкли видеть в духовенстве некий враждебный элемент и социальный анахронизм, а оттого с недоверием относятся к священникам и к Церкви в целом.

Определенный градус настороженности по отношению к Православию присутствует и в отдельных СМИ, а также в некоторых новостных комментариях и блогах. Но повышенный интерес к вопросам церковной жизни и православной веры, к сожалению, нередко имеет своей целью не лучше узнать традицию и церковное служение, а акцентировать внимание аудитории на внутрицерковных проблемах, зачастую весьма преувеличенных или даже надуманных.

Отсутствие глубокой укорененности в православной традиции привело к тому, что в 1990-е годы вместе со свободой совести пришла и духовная всеядность. Люди стали воспринимать религию как сферу духовных услуг, а те или иные религиозные общины – как конкурирующие за внимание клиентов фирмы. К чему привело такое потребительское отношение к духовной жизни? 


Духовная жизнь таких людей представляет своего рода духовный винегрет или сборную солянку, где намешано всего понемногу

Оно привело к тому, что человек без зазрения совести нередко обращается по одной и той же причине сначала к священнику, приходит в храм и ставит свечку, молится, исповедуется или даже причащается; а потом «на всякий случай» идет к какому-нибудь экстрасенсу или шаману, чтобы его «заговорили» от болезни, сняли «сглаз» или помогли решить ту или иную жизненную проблему. Духовная жизнь таких людей представляет своего рода духовный винегрет или сборную солянку, где намешано всего понемногу.

  

Но «какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (см.: 2 Кор. 6, 14-15). Не хватает пока людям духовной сознательности, знания элементарных основ своей веры, нравственной твердости и духовной разборчивости. Но с помощью Божией будем и дальше развивать церковное катехизическое служение: будем просвещать, научать и увещевать «со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4, 2), как говорит апостол Павел в одном из посланий.

 

- Можно ли перевод в Читинскую и Краснокаменскую епархию считать повышением по карьерной лестнице?

- Решение о моем переводе в Читинскую и Краснокаменскую епархию принималось на Священном Синоде Русской Православной Церкви. Значит, в этом есть церковная целесообразность и необходимость. Воспринимаю это как новое и ответственное послушание, которое буду стараться исполнять достойно и с ревностью о деле Божием.

 

- Какие районы Вы уже посетили? Делали ли Вы упор на какие-то из них?

- Минувшие два месяца, прошедшие со времени моего назначения на Читинскую кафедру, я посвятил общему знакомству с епархией: посещал строящиеся и восстанавливающиеся храмы, совершал богослужения, общался с духовенством и мирянами.

За это время побывал в Агинском бурятском округе, посетил Красночикойский, Тунгокоченский, Ононский, Дульдургинский и Кыринский районы, а также города Шилку, Борзю и Хилок.

 

- В каком состоянии сейчас находится проект реконструкции церкви в селе Калинино?

- Проект реконструкции, составленный «Читагражданпроектом», полностью готов. Дело осталось за малым – начать саму реконструкцию. Храм является старейшим памятником архитектуры XVIII века во всем регионе: от Байкала до Тихого океана. Речь идет о восстановлении уникального исторического здания, которое по полному праву можно считать духовным символом и одной из культурных эмблем региона. По результатам заседания специально созданного Попечительского совета по реконструкции церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Калинино Нерчинского района Забайкальского края было принято решение начать сбор средств для реализации этого важного начинания.

 

Определенную сумму собрать удалось, все средства в полном объеме ожидают своего часа, когда смогут быть использованы по определенному им заранее назначению.

Но работы необходимо начать как можно скорее. Уникальный памятник без должного ухода неотвратимо разрушается, и, если в ближайшее время вопрос с финансовой помощью не разрешится успешно, если не найдутся благотворители и неравнодушные люди, этот замечательный культурно-исторический объект может быть утрачен безвозвратно. Убежден, что только совместными трудами, как говорится, всем миром – усилиями деловых кругов, властей края и простых жителей региона – мы сможем восстановить этот важнейший для истории нашего края памятник церковной архитектуры.

 

- В каких населенных пунктах строятся новые храмы?

В настоящее время в стадии строительства находятся несколько храмов: храм Владимирской иконы Божией Матери с. Смоленка Читинского района; Свято-Никольский храм с. Мангут Кыринского района; храм преп. Сергия Радонежского в г. Борзя, освящение которого планируется совершить в этом юбилейном году; храм свт. Спиридона Тримифунтского в поселке Даурия Забайкальского района; а также храм-часовня, воздвигнутая в честь иконы Божией Матери «Воспитание» в «Детской деревне» в городе Шилке, часовню планируется освятить в ближайшее время.

 

- Расскажите, пожалуйста, о судьбе памятника Александру Невскому возле нашего храма. Будет ли он построен и за чей счет?

- А за чей счет мы бережем свою историю? История, как писал академик Д.С. Лихачев, – это хранительница духовной и культурной памяти народа. Сохранение же исторической памяти – это общее дело всей нации вне зависимости от религиозных убеждений: это дело касается и православных, и мусульман, и буддистов, и представителей иных вероисповеданий. И памятники являются одним из способов ее увековечить. Думаю, по отношению к исторической памяти вопрос «за чей счет?» немного неуместен.

Как помните, святой благоверный князь Александр Невский стал победителем всероссийского конкурса «Имя Россия», в ходе которого выбирался главный исторический герой нашей страны. Думаю, излишним будет перечислять все заслуги святого князя перед нашим Отечеством и народом. Вы можете посмотреть в Интернете запись телевизионной презентации с выступлением нынешнего Святейшего Патриарха, а тогда – митрополита, Кирилла, защищавшего на проекте кандидатуру святого благоверного князя Александра Невского.

В настоящее время изготовлен сам памятник и постамент, который находится сейчас в разобранном виде. Будем очень признательны благотворителям, которые бы помогли нам с транспортировкой и установкой монумента. Убежден, возведение памятника святому князю будет важным свидетельством того, что мы помним и ценим нашу историю, дорожим теми ценностями и идеалами, которые отстаивал своей жизнью благоверный князь Александр. 

 

- Существует информация, что Вы хотите преподавать теологию в ЗабГУ. Не вызовет ли это, по Вашему мнению, негодование ученых? Какие ещё образовательные мероприятия вы думаете реализовывать?

Думаю, никакого негодования в среде здравомыслящих, разумных и интеллигентных людей – всех тех, кто прекрасно осознает роль религии в жизни современного общества, возникнуть не должно.


Квалифицированные специалисты по религии необходимы стране. Подчеркну: не доморощенные «эксперты» по всем вопросам от политики и футбола до религии и межнациональных отношений, а именно квалифицированные, образованные теологи-бакалавры и магистры, способные грамотно разбираться в сложных религиоведческих и богословских вопросах

В настоящее время принят государственный светский образовательный стандарт по направлению «Теология». Этот стандарт уже начал успешно реализоваться в крупнейших вузах России.

Замечу, что в университетах Европы, которая у нас обычно считается мерилом цивилизованности и прогресса, теология как дисциплина существует с самого основания первых учебных заведений, то есть, начиная с XII-XIII веков.

И никого это никогда не смущало. Более того, даже в таком светском государстве, как Франция, теология преподается в высших учебных заведениях до сих пор наряду с перечисленными Вами физикой и математикой (в частности в университете Сорбонны). Я уже не говорю даже о знаменитых университетах Оксфорда и Кембриджа, известных своими теологическими факультетами.

Квалифицированные специалисты по религии необходимы стране. Подчеркну: не доморощенные «эксперты» по всем вопросам от политики и футбола до религии и межнациональных отношений, а именно квалифицированные, образованные теологи-бакалавры и магистры, способные грамотно разбираться в сложных религиоведческих и богословских вопросах. 

Среди важнейших образовательных мероприятий хотел бы отметить проведение региональной секции Международных образовательных рождественских чтений, развитие деятельности воскресных школ и организация православных детских садов, налаживание сотрудничества с общеобразовательными школами в вопросах преподавания Основ православной культуры, развитие катехизаторской работы на приходах. В общем можно сказать, что это, скорее, не план мероприятий, а долгосрочный план действий.

 

- Встречались ли Вы с представителями других религиозных конфессий?

- Нет, пока еще не встречался. Но со своей стороны готов к знакомству и конструктивному общению. Развитие межрелигиозного диалога призвано служить на благо нашей многонациональной и поликонфессиональной страны, способствовать сохранению межнационального и межрелигиозного мира в обществе. 

 

 

- На этой неделе был проведен первый православный велопробег. Кто инициировал это мероприятие и будут ли проводиться еще ему подобные?

- Да, действительно, православный молодежный велопробег, о котором Вы говорите, был совершен 28 июля в день памяти святого равноапостольного князя Владимира и празднования Крещения Руси. Инициатива исходила от участников православного молодежного движения «Возрождение», и была поддержана руководством епархиального молодежного отдела и лично мной. Думаю, это благое начинание, и, несомненно, его нужно поддерживать. Главное, чтобы было желание у самих молодых ребят в нем участвовать. 

Мероприятия, подобные этому, дают не только замечательный оздоровительный, но и немалый миссионерский и воспитательный эффект. Человек, участвующий в велопробеге, собирает свою волю, концентрирует внимание, напрягает все силы для решения задачи, которая помимо спортивного имеет и духовно-просветительское измерение.

 

- Общались ли Вы ранее с архиепископом Евстафием, поддерживаете ли отношения сейчас?

Ранее я не был знаком с Преосвященным владыкой Евстафием. В настоящее время мы общаемся при встречах на Патриарших богослужениях, в частности, в последний раз мы виделись на торжествах, посвященных празднованию 700-летнего юбилея со дня рождения преп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре. 

- Нет ли, на Ваш взгляд, в Забайкалье нехватки священников? Недавно члены экспедиции «Россия» посоветовали жителям региона найти, так называемый «бренд» Читы. Что, по Вашему мнению, может им стать? Есть ли в Забайкалье религиозные памятники истории?

- Я бы даже сказал, что в Забайкалье острая нехватка священнослужителей. 


Убежден, что одним из символов Забайкалья также мог бы стать восстанавливающийся храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе Калинино

Это одна из насущнейших проблем, стоящих передо мной как правящим архиереем. Нередка ситуация, когда на несколько удаленных друг от друга храмов приходится всего лишь один священник.

Конечно, в таких условиях сложно не только осуществлять полноценную церковную миссию, но и даже сформировать более или менее стабильную по своему составу общину.

Среди исторических памятников, имеющих важное духовное значение для края, я бы назвал Казанский кафедральный собор Читы, а также храм в честь Архангела Михаила, где ныне располагается музей «Церковь декабристов».

Убежден, что одним из символов Забайкалья также мог бы стать восстанавливающийся храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе Калинино.

- Конфликт на Украине вызвал напряженность во взаимоотношениях Русской и Украинской православных церквей. Так ли это, по Вашему мнению?

- Подобные комментарии впору давать специалистам по внешним церковным связям.

 


Украинцы, белорусы и русские – это народы, вышедшие из Днепровской купели Крещения, это народы-наследники исторической Руси

Разделения, о котором Вы говорите, нет. Украинская Православная Церковь является органичной и неотъемлемой частью единой и многонациональной Русской Православной Церкви.

С 1990 года, то есть со времени подписания Томоса об автономии, она обладает широкими правами самоуправления и самостоятельно решает свои внутренние вопросы безо всякого воздействия или уж тем более «давления» из Москвы. В административном и финансовом отношении Украинская Церковь живет самостоятельной жизнью: там действует свой Священный Синод, Митрополит Киевский сам рукополагает епископов, сам принимает кадровые решения. Связь с Русской Церковью, в первую очередь, каноническая и духовная. Для нас важно быть вместе, поскольку у нас одни духовные и культурные корни. Украинцы, белорусы и русские – это народы, вышедшие из Днепровской купели Крещения, это народы-наследники исторической Руси.

Напряженность, как Вы выразились, нагнетается во многом искусственно – замечу, не без участия СМИ, многие из которых руководствуются сиюминутной политической конъюнктурой и пытаются столкнуть между собой два братских народа, возбуждая в сердцах людей ненависть, недоверие и вражду. Церковь же, напротив, учит тому, чтобы хранить мир, любовь и единство между собой, особенно же – братьями. «Любовью и единением спасемся», – свидетельствовал преподобный Сергий Радонежский. И как его слова актуальны и ныне!

Если и говорить о напряжении, то это напряжение связано в первую очередь с трагическими событиями на Украине, которые затрагивают простых граждан. И это острой болью отзывается в сердцах всех православных верующих, проживающих на территории канонической ответственности Московского Патриархата. «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12, 26-27), – говорит апостол.

Глубоко сопереживая нашим украинским братьям и сестрам, все мы горячо молимся о ниспослании многострадальной украинской земле благословенного мира. По специальному благословению Святейшего Патриарха Кирилла во всех храмах нашей Церкви возносятся особые прошения о преодолении междоусобной вражды на Украине.

 

- В августе Европа отмечает день памяти сталинизма и нацизма. Правильно ли, по-Вашему, уравнивать эти понятия? Какова Ваша оценка личности И.В. Сталина?

- За стремлением уравнять эти понятия стоят попытки переписать мировую историю в угоду новым политическим реалиям, пересмотреть отношение ко многим событиям, в частности к событиям Второй мировой войны. Ведь согласно мнению апологетов этой теории, Великая Отечественная война – это не более чем противостояние двух жестоких и беспощадных тиранов, отстаивавших свои геополитические интересы.

Но за подобной расстановкой акцентов теряется главное: поистине огромный вклад нашего народа в победу над одной из самых кровавых, жестоких и опасных политических систем в мире – нацизмом. И именно этот вклад и пытаются нивелировать наши европейские «друзья», предлагая новую интерпретацию исторических событий XX века.

Я не буду давать оценку личности И.В. Сталина. В любом случае его уже давно судил Господь. Но, без сомнения, это личность противоречивая и сложная. Но поставить знак равенства между преступлениями сталинского режима и народным подвигом во время войны это как минимум кощунство и надругательство над памятью наших отцов и дедов, мужественно защищавших свою Родину. 

- В свете обострения отношений России с западным миром в стране слышны призывы отказа от европейских ценностей. Какие характерные ценности Вы бы исключили из жизни россиян, а какие, наоборот, оставили?

- Для начала давайте определимся, что мы подразумеваем под европейскими ценностями. Европейская культура сформирована во многом под влиянием христианства, у нее христианское основание.


Узаконивание так называемых однополых отношений, пропаганда блудного сожительства и порока, легализация эвтаназии и абортов, – всё это и многое другое напрямую противоречит Божиим заповедям, а, следовательно, не может и не должно приниматься нашим обществом в качестве ценностей

Именно в лоне христианства зародились важнейшие для европейского сознания ценности: ценность человеческой жизни, ценность духовной свободы человека.

Если об этих ценностях идет речь в Вашем вопросе, то, конечно, от них не следует отказываться, поскольку они не противоречат духу Евангелия. 

Вопрос состоит в том, смогла ли Европа уберечь эти ценности, осталась ли она верной своим духовным и культурным истокам, сохранила ли верность Христу?

Те процессы, которые мы наблюдаем сегодня в европейском обществе, к сожалению, говорят об обратном. Узаконивание так называемых однополых отношений, пропаганда блудного сожительства и порока, легализация эвтаназии и абортов, – всё это и многое другое напрямую противоречит Божиим заповедям, а, следовательно, не может и не должно приниматься нашим обществом в качестве ценностей. Это даже ценностями в собственном смысле слова назвать сложно. Ведь что такое ценность? Это нечто ценное, нечто со знаком «плюс», то, что приносит некое приобретение. У этого слова определенно положительная коннотация в языке.

Все перечисленное мною ранее, напротив, несет в себе то, что разрушает цельность человеческой личности, разрушает его душу, порабощает волю грехом, затемняет образ Божий в человеке, а значит, несет духовное опустошение и смерть. Разве можно назвать это ценностями? Это, скорее, антиценности или лжеценности, несовместимые, как говорят врачи, с жизнью. Общество, живущее в соответствии с этими ориентирами, закладывает внутрь себя своего рода бомбу замедленного действия.

«Жизнь и смерть предложил я тебе, – говорит Господь, – благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30, 19). А истинная жизнь и духовная свобода там, где Христос. Полноценная жизнь и настоящее счастье возможны только в Боге и вместе с Богом. И горячо молю Господа, дабы народ наш никогда об этом не забывал.

Автор: Беседовала Ирина ХАЛЕЦКАЯ
Опубликовано: 12 августа 2014
Система Orphus

Добавить комментарий
1 Олег
12-08-2014 15:53
Комментарий не прошёл модерацию
2
1
2 йцуйцу
14-08-2014 16:31
не прошел модерацию.
2
1
3 Учительница Русского языка
14-08-2014 16:34
А на счёт теологии как науки, вы, батенька, не правы. Теология, астрология, алхимия... Что ещё будем преподавать? У нас и так каждый год спутники об небесную твердь ударяются и в Тихом океане тонут.
1
10
4 Преподаватель русского языка
15-08-2014 22:17
По поводу предшествующего комментария хотелось бы отметить, что теология с тем же правом может называться наукой, что и филология и философия. Из уст профессионального филолога странно слышать такое странное замечание, равно как и видеть написание "об небесную твердь".
В соответствии с определением, взятым из Энциклопедии эпистемологии и философии науки, "наука - особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире".
Подобно философии и филологии теология так же представляет собой особый вид познавательной деятельности. Кроме того, теология носит внеконфессиональный характер, это не Закон Божий, как думают некоторые "специалисты", это довольно строгая и выверенная в своих формулировках наука.
10
3



^