Забайкальский кинофестиваль

Совсем скоро в Забайкалье стартует Пятый международный кинофестиваль. Узнать все тонкости организационной работы и поговорить о планах организаторов удалось «ЗабИнфо».

Биографическая справка: Мария Безенкова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры киноведения ВГИК им. Герасимова.

Окончила в 2004 году ВГИК с красным дипломом, в 2009 году защитила диссертацию. Преподает во ВГИКе, МГУ им М. Ломоносова. Руководитель кинопрокатного отдела компании Невафильм. Консультант по закупкам контента на федеральных телеканалах. Программный директор Забайкальского Международного кинофестиваля.

— Каким образом отбираются фильмы программы? Принимают ли во внимание руководители опыт создателей крупных кинофестивалей?

Когда мы начинаем собирать программу для кинофестиваля, для нас приоритетом является тематический баланс между фильмами, которые, с одной стороны, демонстрируют современные мировые тенденции и одновременно являются интересными для зрителей. При этом зрительская основа для нас важнее. Для Каннского или для Берлинского кинофестивалей важна премьерность, потому что их статус позволяет экспериментировать, и зритель все равно пойдет на любой фильм под этими брендами. Для нас же очень важно собрать полный зал, чтобы люди увидели что-то новое, а для этого фильмы нужно подбирать очень точно и часто использовать картины, которые как-то уже прогремели и заявили о себе на других кинофестивалях, но при этом не были показаны по каким-то причинам в Забайкалье.

Планируется ли увеличение количества фильмов программы?

У нас фестиваль идет четыре дня и в их рамках у нас есть восемь конкурсных фильмов. Для такого временного промежутка это максимум, потому что больше жюри физически не отсмотрит. Им и так смотреть по два, а то и по три фильма в день достаточно сложно. С другой стороны, если у нас будет пять дней фестиваля, то конечно, программу можно увеличить до девяти или десяти фильмов. Но пока восемь фильмов – потолок.

С какими проблемами по организации чаще всего приходится сталкиваться?

Я могу говорить только о программном отделе. Основная наша проблема – это получение разрешения на демонстрацию зарубежных фильмов от наших зарубежных правообладателей. Дело в том, что сегодняшняя политическая ситуация такова, что к любым бизнес-идеям из России относятся с крайним предубеждением. Соответственно, чтобы получить такие разрешения на демонстрацию, мы должны предоставить огромное количество исполнительных документов и объяснить, что это официальный кинофестиваль, что фильмы не будут демонстрироваться подпольно и прочее. Кроме того, достаточно трудно найти адекватный баланс между существующей репертуарной сеткой кинотеатров, задействованных в кинофестивале, и собственно фестивальных показах. Но мне кажется, что к пятому году мы с этой проблемой разобрались. И кинотеатры "Удокан" и "Бригантина" действительно наши самые главные союзники, прекрасно понимающие запросы своей публики и помогающие нам с расписанием и продвижением кинофестиваля в городе.

Случались ли ситуации, что приглашенные гости перед самым началом фестиваля внезапно отказывались от приезда в Читу? Можете привести примеры?

Что касается такого внезапного отказа российских звезд, который был бы никак не мотивирован, такого никогда не было. Были какие-то жизненные обстоятельства, например, в прошлом году в день открытия не прилетел наш испанский член жюри, потому что у него умер близкий родственник. Подобного рода причины бывают, и мы прекрасно понимаем, что при таких условиях никто бы не смог прилететь. А так чтобы бросать кинофестиваль и говорить, что «нет, я не приеду» - такого не было. Это вопрос уже рабочих отношений. Я считаю, что у нас наработана достаточная практика, чтобы люди просто так не могли отказаться. Это бы продемонстрировало их непрофессионализм. А с непрофессионалами наш киносмотр, как событие международного масштаба, не  работает.

Как вы считаете, интересуются ли читинцы программой, либо им скорее важно увидеть теле- и кинозвезд, так сказать, живьем?

Мне кажется, в рамках любого кинофестиваля есть люди, которым интересно и то, и другое, а есть люди, которым это все интересно по отдельности. И читинцы в данном случае не исключение. Мне радостно видеть людей – тех, кто приходит ради кино и тех, кто приходит ради концертов. Это разная целевая аудитория и мне сложно сказать, что это можно разделить в процентном отношении. Главное, что зрителей много, и для меня это самый главный успех прошедших пяти лет.

Была ли идея пригласить кого-то режиссеров США? И если была, то почему не получилось пригласить?

Расстояние между Читой и Америкой является огромным противопоказанием. Мы, когда выбираем картины и зовем режиссеров, сталкиваемся с тем, что людей, очень заинтересованных в участии в кинофестивале, отпугивает это расстояние, ведь на дорогу нужно тратить практически сутки. В этом году мы везем несколько человек, которые вроде из недалеких от Читы регионов, но система перелетов и пересадок такова, что им тоже придется лететь 12, а то и больше часов. Хотя по прямой до Читы лететь часа три-четыре, но таких рейсов нет. Здесь вопрос упирается в географию. Американцы, именно творческие, занимающиеся кино и культурой, очень динамичные люди, у них есть интерес ко всему новому и они готовы приезжать, но когда слышат, что в общей сложности лететь 24, а то и 28 часов, то возникает проблема.

Четыре раза подряд фильмы кинофестиваля демонстрировались днем в будни. Многие жители жаловались на неудобное время показа. Будет ли как-то решаться эта проблема?

В этом году фестиваль идет с четверга по воскресенье. В первый день программа минимизирована и сдвинута к вечеру. Там будет церемония открытия, и одновременно в кинотеатрах буду демонстрироваться несколько фильмов из внеконкурсной программы. Соответственно основной пласт фильмов будет показан в пятницу, субботу и воскресенье. Из-за того, что у нас есть три дня, кинотеатры забиты под завязку с утра до вечера. Для членов жюри, для гостей, которые приехали из других временных поясов, мы вынуждены ставить конкурсные фильмы на утреннее и дневное время, потому как вечером им физически тяжело смотреть эти фильмы. Но повторы конкурсных и внеконкурсных программ мы уже ставим на вечернее время. Может быть не в «Удокане», а в «Бригантине». Это связано с тем, что у этих двух кинотеатров, которые участвуют в кинофестивале, тоже есть свои обязательства перед кинопрокатчиками. Очень часто кинотеатры просят нас оставлять один-два вечерних сеанса под их общую репертуарную сетку. Мы в этом году постарались конкурсные повторы и крупные творческие встречи поставить на выходные, когда у зрителя есть возможность выбора, и он может пойти днем или ближе к вечеру и посмотреть то, что ему интересно.

Не кажется ли вам, что, несмотря на старания Александра Яковлевича Михайлова и прочих организаторов, ЗКФ так и остается местечковым фестивалем, неизвестным широкой публике?

Для меня слово «местечковый» вообще из двадцатого века, а мы, слава богу, живем в двадцать первом. Поэтому благодаря новым цифровым технологиям о кинофестивале знают гораздо больше, чем кажется местным жителям. Это я как человек, который не живет постоянно в Чите, могу сказать. Все уже про фестиваль знают, все уже более-менее представляют, чего ждать от программы. И когда мы зовем гостей – звезд и профессионалов кинопроизводства, у нас не возникает проблем с тем, чтобы зазвать. И «местечковости» не наблюдается уже очень давно. Конечно, может в первые года такое было, но вот я уже давно не встречала людей, которые бы высказывали сомнения в актуальности кинофестиваля. Наоборот, вот это географическое расширение границ и попытка показать читинском зрителю те фильмы, которые обычно не демонстрируются в кинотеатрах города, на мой взгляд, очень актуально. И это такой модный тренд, которому жители Читы вполне соответствуют. Когда я разговаривала с людьми, которые заплатили деньги и пришли на конкурсные показы, они говорили, что пришли на фестивальный показ, потому что это что-то новое, потому что это что-то любопытное. А как мне кажется, когда есть любопытство, «местечковости» места нет.

Была ли идея провести какой-нибудь Сибирский фестиваль среди субъектов СФО?

Сегодня идеи витают в воздухе, но существует такая разбросанность интересов в творческой среде. Так в районе Иркутска традиционно проводятся экологические фестивали, куда съезжаются режиссеры как раз с Сибирского округа. По большой части, это те люди, которые снимают документальное кино на экологические темы. В тоже время, в Якутске или Улан-Уды проводятся смотры национального кино. В Чите же проходит международный кинофестиваль, который совмещает различные тенденции восточного, западного и российского кино. Так что, пока кинофестивалей достаточно. Когда мы поймем, что можем выйти на новый уровень, то да, будет иметь смысл делать отдельный Сибирский кинофорум. Но это не должен быть кинофестиваль, это должен быть именно киносмотр, когда не будет конкурсной программы, а будут идти различные просмотры фильмов для выявления какой-то общей картины производства и развития кино в СФО. В этом году на нашем Забайкальском фестивале мы будет делать небольшую программу, посвященную национальному якутскому и бурятскому кино. Это сейчас очень актуальное направление, проходят показы современных фильмов, которые собирают полные залы в соответствующих регионах. И мы хотим об этом поговорить и подключили к этому режиссеров и фестивальных отборщиков, чтобы они свою точку зрения как-то прокомментировали.





Эта статья опубликована на сайте Забайкальское информационное агентство
http://zabinfo.ru/