Основа основ - бюджет

Совет представительных органов России недавно во время своего заседания в Екатеринбурге обсуждал проблемы местного самоуправления на современном этапе. Своими мыслями с коллегами - как укрепить позиции власти на местах, а, значит, обеспечить более успешное, нежели сегодня, развитие городов и поселений -фундамента России- поделился председатель Думы городского округа «Город Чита» Александр Зенков. Основные тезисы его доклада - в интервью для наших читателей.

- Александр Петрович, несмотря на то, что в течение нескольких последних лет руководство страны говорит о необходимости приоритетного внимания местному самоуправлению, на деле теория расходится с практикой…

- Действительно, политика государства по отношению к местному самоуправлению так и не приобрела внятный характер. Базовый для деятельности власти на местах Федеральный закон № 131 , несмотря на многочисленные поправки, не носит характер концепции и размывает некоторые полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти. Значит, не содержит в себе потенциал развития. Фактическое отсутствие финансовой самостоятельности у органов местного самоуправления в нашей стране обесточивает их, значит, страдает качество и количество решаемых для горожан и жителей поселений задач.

Конечно же, серьезные надежды муниципалитеты возлагают на помощь государства: реализацию федеральных программ, государственные дотации, субсидии и централизованные капитальные вложения. Но это - лишь частичное решение проблемы. Централизация финансовых потоков в бюджетной системе тормозит процессы социально-экономического развития муниципальных образований.

- Именно в кардинальном изменении межбюджетных отношений и кроется путь укрепления местного самоуправления?

Однозначно. Во время совещания в Екатеринбурге, как и по итогам других подобных больших встреч, муниципальное сообщество поддержало наши предложения- как сбалансировать полномочия и доходные источники местного самоуправления?

Во-первых, для расширения доходной базы муниципалитетов необходимо ускорение решения вопроса о введении единого местного налога на недвижимость с адекватными уровню жизни различных групп населения ставками самого налога. Сегодня практическая подготовка к введению налога сильно пробуксовывает, нет уверенности в платежеспособности населения;

Часть поступлений от упрощенной системы налогообложения, доходов от продажи патентов, налога на прибыль должны стать доходами, долговременно закрепленными за местными бюджетами. Данные меры одновременно повысят заинтересованность местной власти в развитии бизнеса. Еще одна мера -увеличение доли отчислений подоходного налога как наиболее равномерно распределенного налога. На практике же мы видим совсем иную ситуацию. Требуется также отменить установленные на федеральном уровне льготы по региональным и местным налогам ,как это сделано по земельному налогу(это касается и налога на имущество организаций, зачисляемого в региональные бюджеты).С 1 января 2014 года с земельных участков, ограниченных в обороте, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности, таможенных нужд земельный налог будет поступать в бюджеты муниципальных образований. На решение этого вопроса ушло 10 лет.

Необходимо максимально исключить субъективные факторы при определении размеров финансовой помощи с вышестоящих уровней путем принятия модельных нормативов для расчетов трансфертов. По тем же причинам, методики выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований должны утверждаться не на региональном, а на федеральном уровне.

У нас появилась надежда, что ситуация может измениться с назначением ВРИО Губернатора края Константина Ильковского, который инициировал создание рабочей группы по развитию местного самоуправления и совершенствованию межбюджетных отношений и считает: всё, что заработано и сэкономлено муниципалитетом, должно оставаться на его территории, плюс стимулирующая премия из краевого бюджета.

- Не раз во время публичных выступлений Вы также говорили о необходимости обеспечения муниципалитетов административными рычагами для их реального воздействия на хозяйствующие субъекты.

Для этого необходимо возвратить право создавать административные комиссии и взимать штрафы, зачисляемые в местные бюджеты, но не путем передачи государственных полномочий по организации административных комиссий, а в виде собственных полномочий по созданию административных комиссий, рассматривающих дела по нарушению нормативно-правовых актов, принятых муниципалитетами. Ситуация, кстати, начала меняться с принятием Государственной Думой изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Теперь все денежные взыскания (штрафы) за несоблюдение муниципальных правовых актов должны зачисляться в бюджеты муниципальных образований по нормативу 100%;

Органам местного самоуправления необходимо предоставить полномочия по администрированию налогов, они должны иметь право получать в налоговых органах информацию о конкретных задолжниках перед местными бюджетами. Это позволит эффективно воздействовать на несознательных плательщиков , увеличивать доходную часть местных бюджетов. К слову, недоимка налоговых поступлений в 2012 году составила более 85 миллионов рублей. Также необходимо приостановить практику постоянного изменения полномочий органов местного самоуправления, возможно, ввести мораторий на такие изменения. Они не должны идти обособленно от бюджетной и налоговой политики. Необходимо ввести порядок согласования с властью на местах вопроса о наделении их отдельными государственными полномочиями.

Остается нерешенным вопрос о разграниченных землях для городов, являющихся региональными центрами.

- Часть Ваших предложений касается укрепления охраны общественного порядка. Чем это вызвано?

С реформированием МВД России, сокращением кадрового состава сотрудников полиции в УВД по городу Чите, патрульно-постовой службы, инспекторов ГИБДД, участковых уполномоченных возникла проблема в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с преступностью. Вследствие этого в городе увеличилось количество умышленных убийств, причинений тяжкого вреда здоровью, изнасилований, краж автотранспорта. 53,6% от всех зарегистрированных преступлений в городе приходится на долю хищений чужого имущества, совершенных путем кражи. Значительное количество дорожно-транспортных происшествий совершается на улицах городского округа, в которых в 2012 году 53 человека погибли, 565 получили ранения. Снизилась раскрываемость совершенных преступлений. Решение этой проблемы видим в увеличении числа сотрудников полиции и техническом оснащении этих органов. О данной ситуации и мерах по её стабилизации мы проинформировали руководство УВД по Забайкальскому краю и Главного Федерального инспектора в Забайкальском крае.

Выполнение всех названных условий необходимо для превращения местного самоуправления из номинального в реальное, и только тогда местное самоуправление сможет стать базовым уровнем социально-экономического развития страны.

Беседовала Лариса Семенкова



Эта статья опубликована на сайте Забайкальское информационное агентство
http://zabinfo.ru/