Хеллоуин – выхолощенный праздник вымогательства конфет

31 октября в США празднуется Хэллоуин. Некоторое время назад его начали справлять и в России. Абсолютно западный, древний праздник стал частью жизни современной молодежи. О причинах популярности в России ИА «ЗабИнфо» рассказал Андрей Григорьевич Букин, доцент кафедры философии ЗабГУ и директор международного научно-образовательного центра исследований в области этнологии и антропологии

Расскажите немного об истории этого праздника

Большая часть праздников структурирует нашу жизнь, показывая начало новой вехи. В различных культурах эти вехи схожи. Практически у всех народов мы встречаем праздник начала лета, несущего благоприятные природные явления и его антагониста – зимы, несущей неблагоприятные явления. Это те метки, которые задают человеку структуру жизни, распорядок ежегодных работ. Люди празднуют начало зимы, начало весны, лета, осени, начало тепла, начало холодов. Все эти природные явления как-то связаны с официальным календарём. Так природа дала человеку большинство праздников, не исключение и Хэллоуин – праздник, восходящий к традициям древних кельтов.

Кельты делили год на тёмную часть и светлую. Светлая – это лето, а тёмная – зима. Вслед за ночью всегда приходит день, и из ночи начинаются новые сутки. То же самое происходит и с годом: начинается с тёмного времени (вспомним, что в северных широтах день зимой очень короток и тускл, поэтому это не «темнота» иного мира, а самое обычное природное явление), а продолжается светлым. Тёмное время, как и новый год в календаре кельтов начинается с месяца Самайн (конец октября – начало ноября), который и считают истоком Хэллоуина. Так что это – ни что иное, как обычный новый год.

Чем можно объяснить приход Хэллоуина в Россию?

Россия всегда была частью Европейской цивилизации, оттого нередки и заимствования модных явлений. Хэллоуин будет до тех пор, пока у молодёжи будет считаться, что это модно и круто. В России традиционно почти нет праздников, имеющих карнавальную сущность. А молодёжь, как известно, любит рядиться и веселиться, потому и перенимает всё, что сочтёт достаточно «прикольным». К сожалению, в русской культуре из карнавальных праздников кроме едва выжившей с языческих времён Масленицы ни чего не осталось. К тому же на Масленицу ещё слишком холодно, а конец октября – вполне подходящее время, чтобы подурачиться. Да и дурачатся россияне вполне традиционно – если посмотрите на костюмы – там частенько мавки и купавки (утопленницы - ред.) попадаются.

Существуют ли в России свои праздники, аналогичные Хэллоуину?

Праздник Хэллоуин не укоренен в традиции в западной, католической церкви, и уж тем более в восточной. Оно и понятно, праздник-то языческий, связанный с началом нового цикла жизни, возрождения природы и надежды на продолжение жизни. Не мудрено, что средневековое Христианство, умервщлявшее плоть, не могло мириться с ним и всячески изживало. Так, 62 правило Шестого Вселенского собора гласит в том числе: «…не производить смеха…», а Хеллоуин как раз смеётся над страхами.

Описание этого праздника появляется в старо-ирландской литературе, начиная с X века. Христианство дало кельтам новый календарь праздников, в нём старый кельтский Новый год пришелся как раз на канун католического Дня всех святых. В таком виде было бы сложно не связать старый праздник с древними тёмными языческими силами, что христианские монахи и сделали. Хотя, стоит оговориться, точно так же происходит везде, где меняется религиозная основа у общества – хоть в Тибете, хоть в Америке, хоть на Руси – почитаемые образы старой религии становятся демонами новой. Посмотрите на славянские языческие праздники: постепенно подменилась суть, а потом начали подзабываться и купальские праздники, став Ивановым днём, ушла коляда, подменившись святками – это то, что ещё помнится народом.

Так получилось, что День всех святых в католическом и православном мире празднуется в разное время, поэтому России есть «свой Хэллоуин» – неделя накануне Дня всех святых. В Православной традиции она предшествует первому воскресенью после Дня Святой Троицы (Пятидесятницы). И что же мы там видим? Окончательно просыпается природа, после долгой зимы начинается новая, полноценная и полнокровная жизнь. Полы храмов устилают свежескошенной травой, стены украшают березовыми ветками, даже цвет одежд священников в этот день – зеленый. Спрашивается – зачем? Чтобы противопоставить этот праздник языческому. В «Евгении Онегине» Пушкин пишет:

В день Троицын, когда народ
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три…

Оплаканный пучок свежей травы – ни что иное, как языческий обряд призывания дождя, ожидание плодородия и благодати, дарованной предками. Тут же главный день поминовения усопших, ведь предки редко бывают живыми. Потому-то и выходят на первый план на троицыной неделе «мертвяки», всевозможные русалки, мавки-купавки, черти, лешие и прочая «нечисть». Чем вам не Хеллоуин?

В чем уникальность Хэллоуина для современного человека?

В современном мире Хэллоуин – это не исходная форма праздника, это то, что получилось из него в ходе более чем тысячелетней эволюции. К тому же в России мы знаем его в основном из американской культурной традиции, вернее – из протестантской этической традиции. Сейчас в массовой культуре Америка доминирует над миром. Отсюда и характеристики праздника: массовость, квазирелигиозность и карнавальность. А как я уже говорил, карнавалов нам как раз и не хватает. Этот праздник учит не бояться страшного, знать, что над злом и трудностями можно посмеяться и победить их, что часто – это всего лишь маски, за которыми ничего нет. А это – то качество, которое сейчас очень нужно российскому обществу, погрязшему в своих проблемах, и молодёжь это понимает, поэтому, на мой взгляд, праздник так быстро набирает популярность.

Как может он уживаться с христианским сознанием не только русских, но и американцев? С одной стороны, касаться христианину языческого строжайше запрещено, например, 39 правило Лаодикийского собора гласит: «Не должно праздновать с язычниками, и приобщаться безбожию их», отсюда и отношение церкви к этому празднику. Но если Католическая церковь за тысячу лет научилась получать из него дивиденды на День всех святых, то Православие к этому не готово в силу различия традиций и потому, что свои «хэллоуины» оно давно ассимилировало.

С другой стороны, праздник дошел до наших дней полностью выхолощенным. В нём не осталось первоначальных календарных идей, так же в силу секуляризации, не осталось и религиозных. Что он сейчас из себя представляет? Вымогательство конфет и распевание песен.

Для современного англоязычного мира этот праздник – то же самое, что и наш Старый новый год – в календаре нет, а все отмечают. За долгие века активного вмешательства Христианства его срастили с Днём всех святых. Они два дня антагониста: один – старый, языческий, тёмный, другой – новый, святой, чистый. Церковь активно противодействовала празднику, в результате Западной Европе появилось представление о том, что в этот день выходит нечистая сила, чтобы сражаться с христовой благодатью. Сравните ситуацию с нашими Колядками и Купальской неделей. В таком контексте, хочешь или не хочешь, сложится отрицательный образ у любого праздника, особенно если работать над его имиджем достаточно долго, а это делалось последние 12 столетий. В результате «ужасы» праздника настолько закошмарили население, что над ними стали смеяться, чтобы не заплакать.

Что касается России, то я отмечаю один существенный момент постсоветской эпохи – это копирование. Какое бы мероприятие мы не организовывали – получается отчётно-перевыборное собрание, какой бы праздник не проводили – получается новогодний утренник. Именно в такой форме Хэллоуин чаще всего и проводится в России. Отличает его только специфическая направленность костюмов.

В чем популярность такого чуждого праздника?

Да, в России Хэллоуин год от года становится популярнее. Во-первых, работает эффект массовой культуры. Что думают массовики-затейники? – «СМИ говорят, значит, нам тоже надо сделать». Во-вторых, из того набора праздников, которые у нас есть, что государственные, что религиозные – ни один из них не соответствует запросам и потребностям современной молодёжи. Она воспитана на телевизионных образах, которые всегда ярки, динамичны, эффектны и им хочется таких же праздников. Если посмотреть в календарь, то там нет таких праздников, в которые можно было бы смеяться, наряжаться и дурачиться. Государственные праздники (исключая Новый Год) – скучны, чаще всего подаются с редкостным занудством и заорганизованностью, потому молодёжь их не знает и, часто, знать не хочет. В-третьих, такие праздники поддерживают предприниматели: в каждом клубе тематические вечеринки, в магазинах костюмы всевозможной нечисти, в кафе и ресторанах яблоку негде упасть. Они хорошо понимают, что гуляющий «от души» тратит больше, нежели в рамках «бюджетной» пьянки в официальный праздник. А в последнее время наметилась такая тенденция, что государственные праздники перестали организованно отмечать застольем – а это для России – очень плохой признак.

О Православных церковных праздниках я говорить не буду, поскольку в современном обществе (речь о том большинстве, которое считает себя православными, но которые не воцерковлены) они имеют совсем иное значение, нежели то, которое в них закладывает церковь. Кроме того, в силу работы СМИ, они, на мой взгляд, оказались менее узнаваемы, по сравнению с наиболее яркими праздниками Ислама, а в нашем регионе ещё и Буддизма. По моим наблюдениям, читинским студентам Курбан-байрам гораздо известнее соседствующего с ним в календаре Покрова Пресвятыя Богородицы. В заключении хотелось бы сказать, что можно было бы обратить внимание на неиспользованный потенциал Древлеправославного новолетия, который приходится сейчас на 14 сентября, а так же ещё более древний общеславянский новый год в марте. Можно придумать новые красочные праздники, чтобы разбавить серость будней. Ведь душа человека всегда ищет праздника и приключений. Если их нет – она их для себя придумывает.




Эта статья опубликована на сайте Забайкальское информационное агентство
http://zabinfo.ru/