Драмтеатр ищет молодых актеров

Полон желания творить? Любишь сцену? Прекрасно читаешь стихи? Именно такие слова опубликованы в официальной группе «ВКонтакте» о наборе молодых студентов в восточно-сибирскую академию культуры и искусств на базе забайкальского театра драмы. Директор театра Сергей Жарков поделился размышлениями о том, как остро ощущается нехватка молодых актеров в труппе театра и чему научат будущих актеров в академии культуры и искусств.

-Откуда появилась идея набрать молодых студентов и обучить их театральному мастерству?

 

 

- Идея появилась довольно давно у Николая Березина. В начале 90-х годов были тяжелые времена, зарплату выдавали консервами. Когда приехал Николай Алексеевич, труппа была полуразвалена и, соответственно, надо было делать набор молодых актеров. Приглашать кого-то со стороны можно было, но селить некуда. У театра было две служебных квартиры и Березин пригласил нескольких артистов с московской биржи. Но необходимость в молодых актерах все также остро ощущалась.

Тогда при училище культуры в Чите был набран первый курс, а сам Николай Алексеевич был мастером. После чего, выпускники получали свое первое образование и работали уже на сцене театра.

Поскольку нужно было и высшее образование, то появилась договоренность и с ВСГАКИ. После училища ученики сразу же начинали учиться там. Педагоги приезжали на сессию и без отрыва от производства учились и сразу работали. То есть, преподаватели утром давали лекции, вечером играли спектакли, а после этого снова репетиции.

Вторую группу набрали по такому же принципу. Сейчас две эти студии стали своего рода костяком театра. А третья студия 5-6 лет назад была набрана уже на базе Щепкинского училища - это уже московское образование. Отличие было в том, что студенты раз в год ездили в Москву и там показывали свои работы.

Конечно, все это обучение было заочным, все учащиеся сразу же играли в спектаклях. Априори это заочное обучение, а на практике ты постоянно в деле.

- Насколько острая сегодня у забайкальского драмтеатра необходимость в молодых кадрах?

- Время идет и последняя студия из «щепки» - это те актеры, которые уже повзрослели, обзавелись своими семьями. Конечно, пока на Джульетту кое-кто и тянет, но скоро будет крайне сложно найти подходящего. Да и Снегурочку тоже сыграть нужно молодым.

Поэтому и нужна молодежь. Сегодня средний возраст актеров где-то 30 лет. А в апреле мы собираемся ехать в Краснокаменск и по-хорошему могли бы часть труппы оставить тут, а часть отправить на гастроли. Но людей просто не хватает, чтобы разделиться.

По опыту Николая Алексеевича мы вновь решили объявить набор. Договорились с восточно-сибирской академией о выделении 12 бюджетных мест на очное образование. И вот уже 13 апреля будет первый отборочный тур у будущих студентов. Они приходят на собеседование, готовят материалы как во все театральные учебные заведения - басня, проза, стихи и так далее. Помимо этого, обязательно должен быть сдан ЕГЭ по русскому и литературе. Затем они поедут в Улан-Удэ и там будут три года учиться очно. У ребят будет стипендия, общежитие, в общем, все как положено. А уже на 4 курсе они приезжают к нам и на базе нашего театра заканчивают обучение, практикуются и входят в спектакли.

 

 

 

-А почему же именно ВСГАКИ, а не Щепкинское училище?

- Больше половины нашей труппы закончила ВСГАКИ - это, если быть точным, 17 человек. Например, моя альма-матер - это академия. Этих педагогов я знаю очень хорошо и давно. Тем более, после обучения в Щепкинском, ребята часто уезжают и остаются там.

Все школы отличаются между собой, безусловно. Иногда, когда я вижу московских артистов - кому-то верю, кому-то нет. Я сразу выключаю телевизор, когда вижу фальшь и ложь. А еще многое зависит от личности педагога. Вот почему держится «Табакерка»? На личности Табакова. Ленком – на Марке Захарове. Вокруг именно таких людей концентрируется энергия артистов.

-В какой форме будут проходить занятия у студентов? Есть ли какие-то особенности?

- Безусловно, театральное учебное обучение - это что-то особенное. Я вспоминаю, как наши первые студии изучали предмет «конная выездка». То есть артисты должны уметь ездить на конях. А вдруг кино снимать приедет, а у нас готовые артисты. Вообще артист должен уметь все - и лошадь остановить, и в горящую избу войти.

В этот раз программа обучения уже немного изменилась в отличие от прошлых студий. Ребята выходят дипломированными специалистами актерами театра и кино.

Занятия делятся на групповые и индивидуальные. Большой раздел курса по вокалу от классики, модерна и заканчивая народными пениями. Ученики занимаются сценическим боем, фехтованием, акробатикой. Сценическая речь - один из главных предметов в обучении.

Также артисты обязательно должны знать историю театра, теорию драмы. Ребята готовят и свои индивидуальные показы. Очень много времени уделяется и личным встречам с педагогами.

-У каждого человека есть какие-то недостатки, например дефект в речи, или наоборот, характерные особенности. Такие изъяны корректируются или наоборот, подчеркиваются?

- Если есть недостатки, то они исправляются. В Улан-Удэ очень сильные мастера по сценической речи, например, Дарима Холматова. Она бурятка, дочь первого народного артиста Бурятии и она, нас русских, учит правильно говорить по-русски! До сих пор, когда я с ней встречаюсь, мне немного страшно и невольно включаешь самоконтроль, чтобы не ошибиться в ударении или постановке слов.

Вообще, если все на сцене будут одинаковы как солдатики, то будет просто неинтересно. Режиссер, когда ставит спектакль, смотрит и на твой внутренний темперамент, твой жизненный опыт. Режиссера больше волнует твоя жизненная наполненность, насколько ты сможешь через себя пережить и выразить эту роль.

А если ты никогда не любил, не предавал, не страдал, то ты пустой. И на сцене будешь пустым. Это психология. Актер это чаша – и из всех этих чаш выливается спектакль. Вот такая метафора.

 

 

- Чтобы поступить на курс обязательно ли наличие в прошлом актерских навыков? Или достаточно одного желания?

- После школы любой может прийти учиться. По воскресеньям мы проводили консультации, куда в основном приходят одиннадцатиклассники и только двоим по 20 лет. В первую очередь, конечно, приветствуется театральный опыт, участие в КВН или школьном театре, победы в конкурсах чтецов.

- В объявлении о наборе были такие строки - «если вы готовы жертвовать многим ради театра, мы ждем вас». А чем именно должен пожертвовать ученик, чтобы стать настоящим актером?

- Как говорили раньше - я не работаю в театре – я служу в театре. На самом деле, это служение. Отрасль культуры небогата и никогда не будет богата, и поднимаясь на сцену ты должен знать, что сказать людям, а иначе зачем выходить. Если выходить просто «покрасоваться» и себя показать - это немного другая профессия.

В чем прелесть театра - все действие происходит на сцене здесь и сейчас. Ты играешь и живешь этой жизнью. Сегодня я сыграл спектакль так, на следующий раз все будет чуть по-другому, потому что и зритель не такой и много прочих факторов, которые влияют на артиста. Одно дело - играть на пустой зал, совершенно другое - когда аншлаг. Тебя либо любят, либо ненавидят.

-Наверняка многие хотят выступать на сцене, но боятся. Можно ли рассматривать обучение актерскому мастерству как некий психологический тренинг?

Очень редко люди могут спокойно выйти на сцену. Таких людей единицы. Когда человек боится, это называется внутренний зажим. В общем-то, к этому и склоняется все обучение. Живой пример - первокурсников отправляют в город и они ходят по вокзалам, каким-то подворотням и смотрят на людей. Рассматривают типажи и следят, как люди себя ведут.

К примеру, нужно сыграть бомжа. Как он мерзнет, как хромает, как надевает перчатки. Студенты наблюдают, а потом приходят и показывают. Или, например, бабушка продает пирожки и вдруг подходит полицейский. Точно так же двое студентов смотрят, ловят эти эмоции, движения, а потом воспроизводят. И таких этюдов в процессе обучения будет великое множество. Актер должен быть наблюдателен, чуток и чувственен, а главные инструменты это, конечно, душа и тело.

 

 





Эта статья опубликована на сайте Забайкальское информационное агентство
http://zabinfo.ru/