«Ребятки»: Подлость - всегда только подлость, грязь - всегда только грязь

Часто зло бывает заманчивее, и люди очень часто стали забывать простые человеческие каноны, забывать значение слов любовь, верность, справедливость. «Потому что зло - это удовольствие, а в мире очень мало удовольствий» - говорит герой спектакля «Ребятки» Володя. Предательство, ложь, ненависть, неуважение к старшим, подлость, все это вскроет драма «Ребятки», поставленная по пьесе Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна», премьера которой пройдет 15 февраля в Забайкальском драматическом театре.

О проблемах поколения и современной молодежи корреспонденту ИА «ЗабИнфо» рассказал режиссер-постановщик драмы «Ребятки» Владимир Чернядев.

 

 

- Владимир Константинович, драма «Ребятки» - это первая премьера  театрального сезона, почему пал выбор именно на это произведение?

- Мы долго думали, имеет ли смысл останавливаться на этой пьесе, ведь ей уже 30 лет. Поэтому, я долго советовался со студентами, читал пьесу педагогам. И мы пришли к выводу, что сегодня это просто необходимо. Ведь все нравственные постулаты и принципы, существовавшие 30 лет назад, практически утеряны. Сегодня в школе меньше всего занимаются воспитанием души, и утверждением тех моральных принципов, на которых должно базироваться общество.

 

- Как вы думаете, произведет ли пьеса такой же эффект на зрителей, как 30 лет назад?

- На одну из наших репетиций мы пригласили студентов - они были в шоке от спектакля. Перед началом я им сказал, что будет обсуждение, и прошу их оценивать не работу актеров, а попадание в озвученную проблему нравственного содержания, принципа, моральных установок персонажей. Ребята ответили, что, мы попали. Только все, по их словам, сегодня еще страшнее.

 

- Можно ли провести параллели между героями спектакля и современной молодежью?

- Конечно, параллели провести можно. Проблемы, поднятые в спектакле, ничем не отличаются от сегодняшних реалий жизни. Например, в Чите уже учителей начали травить. В спектакле свою учительницу дети доводят до самоубийства, но ведь и в реальной жизни сегодня это возможно. Это ли не параллель!

В этой пьесе каждая роль – это исповедь, что требует особой отдачи. Поэтому при распределении ролей я исходил из способности актеров реактивно воспринимать современный мир, чтобы возникал отклик в зале. Поэтому ребятам надо было не просто выучить текст и наметить какие-то характеры, им предстояло попробовать погрузить себя в предлагаемые автором обстоятельства. Мне нравится то, что как они делают и как существуют.

 

- Если представить дальнейшее развитие событий в спектакле, то смогут, по-вашему, исправиться  в будущем главные герои?

- Трудно сказать, ведь они все разные. Думаю, каждый по-своему пойдет по жизни. Хотя, Ляля, она уже понимает, что все происходящее - это вне законов нравственности. Володина судьба, мне кажется, уже определена для него, он не свернет со своего пути, и произошедшая трагедия вряд ли его чему-нибудь научит. Паша так и будет сидеть между двух стульев, он и дальше будет ведомым, марионеткой на веревочке.

 

- Стоит ли сегодня ходить в театр на такие постановки или проще посмотреть кино?

- Театр отличается от кинематографа по своей природе. Кино – это мертвая пленка. Театр – это соборность. Это непосредственный контакт и отклик живого человека с живым залом. Спектакль – это всегда немножко, но по-разному, дышащий организм. Я смотрю на артистов уже четыре прогона подряд. Они работают по-разному, а уж когда играют на зрителя, их эмоциональный настрой меняется принципиально в зависимости от настроения зала. Кино и театр - разные искусства.

 

- Что вы думаете о современной молодежи?

- В Чите я уже создал три спектакля - комедию «Два водевиля», трагедию «Леди Макбет», теперь заканчиваю работу над «Ребятками». Это драма, но я думаю, это тоже скорее трагедия. Ситуация трагичная, и трагизм с моей тоски зрения, в том, что творится с молодежью в самой жизни. Сегодня понятия «народ», «нация» теряет свое истинное и высокое значение. Оно постепенно подменяется явлением, так называемой «толпы» - безликой, необученной, безкультурной, толпы без традиций, без морали. Это страшно, это манкуртизм (прим. Манку́рт, согласно роману Чингиза Айтматова «Буранный полустанок»— это взятый в плен человек, превращённый в рабское создание, полностью подчинённое хозяину и не помнящее ничего из предыдущей жизни), это люди, которые не знают родства и не ощущают исторического прошлого. Ну, кого мы сегодня выпускаем из школы? Это ЕГЭ! все заточено на этом ЕГЭ, дети дрожат уже с первого класса. ЕГЭ, ЕГЭ, ЕГЭ… молодежь лишают возможности выбора! Сегодня они сдают ЕГЭ по математике, а завтра хотят стать художником, журналистом, актером или заниматься литературой. Российская молодежь смеется над Америкой, называя ее «тупой», а я сейчас вижу то же самое здесь.

 

 

- А есть ли шанс исправить поколение?

- Вот пускай чиновники сидят и думают, куда они загнали молодежь! Чтобы исправить ситуацию, нужно вернуть те принципы, на которых строилась советская школа, а тогда она была одна из лучших в мире. А сейчас все и всех к США приравняли. Там ЕГЭ нет, но есть эти «Мультиответы»: пять ответов – выбери нужный. Дети не думают, они гадают и приблизительно тыкают пальцем куда попало. Сейчас наша молодежь тоже перестала думать и размышлять, сопоставлять, переоценивать, переосмыслять. Сегодня перестали учить самостоятельности, самостоятельности в размышлении, в рассуждениях, в принятии решений. Молодежь какая-то аморфная, недоделанная, недоученная, необразованная, пассивная.

 

- Вы говорите обо всем поколении?

- Я не говорю об элитных школах, вот там воспитанием принципов человека в человеке занимаются. С моей точки зрения это делается умышленно, чтобы воспитать элиту, а все остальное – это ремесленники и роботы, которыми очень легко управлять.

Я все прекрасно понимаю: поменялось время, мы живем в век информации и технологии, в мире Интернета, но когда в голове одни смайлики, и кроме них ничего, это ужасно, это превращает людей в роботов. Скоро теперь уже американцы будут хохотать над нашей молодежью.

 

Премьера спектакля пройдет 15 февраля в Забайкальском драматическом театре. Начало в 17:00.

 

 

ФОТОРЕПОРТАЖ





Эта статья опубликована на сайте Забайкальское информационное агентство
http://zabinfo.ru/