Опера - не для всех, но для каждого

Опера - это элитарное искусство, оно не всем понятно, и его нужно учиться понимать. Кому-то везет, и он рождается с чувством приобщенности к оперному искусству, но всем остальным для знания истинного значения оперы этому нужно учиться. Потому что о высоком искусстве, которое делает мир прекрасней, должны знать все.

 

О том, что такое опера и почему ее надо слушать корреспонденту «ЗабИнфо» рассказал директор международного фонда «Таланты мира» Антон Новиков.

 

 

- Почему в этот раз выступление посвящено оперной певице Марии Каллас?

 

- Каллас - это звезда первой величины прошлого века. Это любимейшая певица, некий идеал для президента нашего фонда и художественного руководителя Давида Гвинианидзе, поэтому, естественно, когда было принято решение о концерте трех сопрано, он решил посвятить его памяти Каллас. Вообще у фонда очень много проектов, часть из которых мы представили Забайкалью. Сейчас время пришло для женского проекта, который, естественно, должен начинаться с сопрано.

 

 

- Как встретил читинский зритель?

 

- Очень понравилась встреча. Если честно, мы все дружно нервничали перед выходом на сцену, потому что в больших залах, где несколько тысяч разных зрителей, выступать привычно, но поскольку это концерт в рамках фестиваля, к нему зритель очень серьезно относится, и сюда приходят знающие люди, что вселяет некое волнение.

 

 

- В зале было мало молодежи, как вам кажется, почему?

 

- Потому что нет культуры воспитания. В принципе, ее сегодня вообще нет. Я уже не говорю об оперном искусстве, театре. Я имею в виду, что вообще у нынешних родителей такой культуры нет. Ведь нельзя говорить о каких-то вещах при детях, нельзя ругаться, нельзя обсуждать какие-то темы, для детей все это должно оставаться закрытым. Дети должны ходить в музеи, театры, приобщаться к искусству и красоте. Раньше так скажем, заместителем родителей была школа, которая целенаправленно занималась культурным развитием. Например, мы каждые выходные ходили в оперный театр, драматический балет, музеи. Сегодня все это зависит от родителей, поскольку уровень зарплаты у учителей очень низкий, естественно, за эти деньги они не хотят заниматься какой-то дополнительной работой. Ведь для педагога походы в воскресенье с классом в театры - дополнительная моральная нагрузка, за которую в школе, к сожалению, не платят. Я считаю, что если бы учителям ставили бы это в обязательную программу, у нас бы эта культура осталась, она бы жила и сегодня в зале было бы много молодежи. И тогда концерт «Трех сопрано» приехал бы не на один день в Читу в рамках фестиваля, мы бы как минимум дали бы два концерта.

 

 

- Некоторые искусства умирают, ждет ли тоже самое оперу?

 

- Нет, начнем с того, что опера - родоначальница вокального искусства. Если умрет опера, если вымрут консерватория и оперный театр, то где будут обучать наших милых эстрадников? Сам человек от природы может петь, но это будет шептание, а не вокал. Поэтому, уважающий себя человек, который понимает, что надо, пойдет учиться в консерваторию. Сегодня много эстрадных звезд, которые поют на нашей сцене - выпускники консерватории, выпускники Ипполитово-Иваново, института Шнитке, академии Гнесиных и многих других. Поэтому, опера не умрет, мы не дадим.

 

 

- Тогда что такое опера, с чем ее можно ассоциировать?

 

- В опере есть все. Хотите - протест, хотите - любовь, хотите - убийство за любовь, хотите - просто смерть во имя чего-то, или какое-то сумасшествие. В опере в какой-то степени все пишется о любви, и на этой почве создается все остальное. Возьмите любую оперу Верди, которая основывается на любви и на мести, это комплекс, в опере есть все, надо просто попытаться понять. Сегодня многие не знают, что такое опера, они никогда там не были, и почему-то думают, что это скучно, но я считаю, что человек, который готов развиваться, пойдет на оперу, даже если ее не слушал, хотя бы ради интереса. Но тут очень важен выбор, потому что если начнешь сразу с чего-то очень серьезного можно потерять к опере вкус, поэтому лучше начинать с чего-то легкого, например, с оперы «Травиата» Верди. Очень доступная опера, короткая, все понятно без перевода и без слов. В ней очень захватывающий сюжет, когда люди болеют чувствами персонажей. Я считаю, что на оперу ходить надо, и надо привлекать своих друзей. Может быть, для доступности ее и стоит модернизировать, но то, что делают нынешние режиссеры с оперой, этого делать нельзя.

 

 

- Почему?

 

- Потому что сегодня все опошлилось, все превратилось в запачканное, грязное. Например, Травиата, это женщина из публичного дома, сюжет и так всем известен, не надо ее раздевать, и так понятно, кто она. Не надо оголять там, где уже голое. Должна быть загадка и место для фантазии. С ней опера интересней и вкусней. А современная опера не очень хорошая, я бы сказал, низкопробная. Пропал кринолин. Сегодня люди все больше хотят кринолина - девочек в больших платьях, с розами, с бантами, прическами, но нынешние спектакли, к сожалению, утратили этот антураж. Да, это может быть не настолько настоящим, но оно должно хотя бы олицетворяться. Люди хотят настоящего искусства, прежде всего, настоящей внутренней культуры, потому что фантик есть фантик, да, он блестит, посмотришь на него один раз, второй, а в третий раз уже не захочется.

 

 

- Тогда что нужно обычному человеку, чтобы понять истинное значение оперы?

 

- Во-первых, к этому надо сделать первый шаг. Если не сам, то никто и ничто не заставит тебя это сделать. Невозможно заставить человека что-то полюбить. Любовь такое чувство, которое невозможно привить как прививку. Она либо есть, либо ее нет. Поэтому к опере сначала надо вызвать некоторый интерес, может быть, трансформировать оперную музыку во что-то более понятное, и чуть-чуть доступнее, но не оголять ее, чтобы осталась загадка, чтобы потом людям захотелось посмотреть, а что же там внутри. Потому что когда все через чур открыто, то становится неинтересно. Ты видишь все насквозь, а этого нельзя! Нельзя этого делать.





Эта статья опубликована на сайте Забайкальское информационное агентство
http://zabinfo.ru/